Север и рынок. 2014, N 3.
3. Противоречие действия территориальных факторов экономического роста с жесткими рамками районирования (выход субъектов экономики, кластеров за пределы регионов, муниципальных образований). В настоящее время, как в теории, так и в практике территориального управления, все большее распространение получает идея парадигмы управления территориальным развитием, в основе которой - положения синергетики, самоорганизации и коэволюции. Суть новой парадигмы заключается в совместном участии сторон (экономических агентов), заинтересованных в территориальном и межтерриториальном развитии, переходе от конкуренции за ресурсы к партнерству и продуктивному сотрудничеству. Результатом такого подхода будет являться формирование не отдельных точек роста и полюсов регионального развития, а целых межтерриториальных систем различного уровня (макро- и мезо- субрегиональных), которые создадут новую конфигурацию пространственной локализации на основе согласованного взаимодействия. Применение этой парадигмы управления заключается в решении двух задач: 1) программное зонирование, то есть, выделение локалитетов макрорегионального (межрегионального уровня) и внутрирегионального (межмуниципального уровня) как целевое объединение территориальных систем нижестоящего уровня в рамках конкретной программы социально-экономического развития; 2) организация оптимального межтерриториального взаимодействия на основе интеграции интересов основных экономических агентов разноуровневых территориальных систем в целях максимизации социально-экономических эффектов за счет аккумуляции и активизации потенциала территорий в рамках существующих и дополнительно формируемых институциональных основ. Основными критериями формирования пространственных локализаций (или выделения локалитетов) являются следующие: - уровень социально-экономического развития, определяющий степень дифференциации и позволяющий типологизировать и группировать территории; - потенциалы территорий и возможность их интеграции, обеспечивающая взаимодополнение в целях удовлетворения интересов основных экономических агентов; - хозяйственная специализация территории и определение ее экономического ядра на основе выделения ведущих экономических агентов, гомогенных по виду экономической деятельности и взаимодополняющих, смежных по принципу кластерной организации; - территориальная близость и инфраструктурная общность, исключающие географические и инфраструктурные разрывы локализуемых территорий; - интенсивность межтерриториального взаимодействия, характеризующаяся грузо- и пассажирооборотом, маятниковой миграцией, хозяйственной кооперацией, рынками сбыта и потребления продукции, наличием совместно решаемых социально-экономических проблем; - исторические особенности развития экономики и культурно-национальных традиций, ментальное восприятие населением изменений в институциональном, экономическом, социальном аспектах. Межтерриториальное взаимодействие возможно в рамках: сотрудничества (формализованное взаимодействие осуществляемой совместной деятельности в определенных конкретных целях), объединения (взаимодействие для решения политических задач) и кооперации (преследующей, как правило, хозяйственно-экономические цели производственно функциональное взаимодействие). Предлагается следующий теоретико-методологический подход стратегического управления развитием территориальных систем (рисунок), базирующийся на выборе и реализации вектора совместного территориального развития, обеспечивающего максимизацию социально экономических эффектов на основе согласования интересов и реализации потенциала территорий в рамках межтерриториального взаимодействия. Стратегический выбор определяется в результате согласования интересов экономических агентов территории путем интеграции и синхронизации стратегических документов органов власти, бизнес-стратегий хозяйствующих субъектов и инициатив населения, а также взаимных 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz