Север и рынок. 2014, N 3.

Изменение базовых условий функционирования объекта территориального управления Параметр сравнения Плановые отношения Рыночная экономика Экономический уклад Административно-плановый Рыночный Способ планирования Вертикальный Горизонтальный Характер функционирования Ориентация на долгосрочность, устойчивость структуры района, жесткое встраивание в экономико-хозяйственную деятельность государства Гибкость, направленность на решение краткосрочных временных задач Способ распределения ресурсов Плановый целевой характер инвестирования конкретному хозяйствующему субъекту Конкуренция за ресурсы Целевые установки Цель - оптимальное размещение производительных сил с дальнейшей организацией замкнутой хозяйственной цепочки Многовариантность целевых установок от производственных до социальных Интересы Превалирование интересов государства Баланс интересов государства, местного самоуправления, населения и хозяйствующих субъектов Сущность Регион как административная и хозяйственная единица страны Регион как квазигосударство и квазикорпорация Инструменты управления Планы (например, 5-летние) Сочетание различных инструментов: программно­ целевой, сценарный, проектный Современная российская региональная политика представляет собой многополярную систему территориального развития - реализация принципа выравнивания, проведение поляризованной, кластерной и агломерационной политик. Однако их реализация носит несистемный характер. Так политика бюджетного выравнивания приводит к потере мотивации у развитых территорий и росту иждивенчества у депрессивных. Реализация поляризованного, кластерного и агломерационного подходов, несмотря на положительные эффекты (масштаба, мультипликации, экономия от снижения транспортных издержек, доступ к общему рынку труда и общим общественным благам, диверсификация производства и рынка труда и др.) приводит к сжатию экономического пространства, образованию экономического вакуума вокруг агломераций, что способствует дальнейшему снижению уровня социально-экономического развития этих территорий [2]. Для ряда территорий возрастает угроза утраты традиций, культурологических и исторических ценностей, а в отдельных территориях - к прекращению существования и развития отдельных этносов [3]. Таким образом, региональная политика Российской Федерации, по сути, формирует две противоположные тенденции территориального развития. Первая заключается в сокращении уровня дифференциации социально-экономического развития путем выравнивания и формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику депрессивных территорий. Вторая - в усилении этих же различий. Обобщая российский опыт регионального развития, можно сделать следующие выводы: 1. Сложность и ограниченность применения в России современных западных моделей управления пространственным развитием экономики в современных условиях и, как следствие, отсутствие единой теории регионального развития. 2. Необходимость укрепления помимо вертикальных также горизонтальных связей между разноуровневыми территориальными системами, обеспечивающих интеграционное взаимодействие экономических агентов данных территорий. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz