Север и рынок. 2014, N 3.
района республики позволяют поставить задачу формирования названного кластера. Масштабность и конкурентоспособность ресурсов «Пудожского мегапроекта» обусловливает возможность их использования для снабжения центральных регионов России строительными материалами для жилищного, промышленного и дорожного строительства, для поставки на внутренний и внешний рынок продукции черной металлургии (титано-магнетитовые руды) и цветной металлургии (хромовые, медно-никеливые, платиновые руды) [4], [5]. В стратегических документах приграничного региона - Республики Карелия в качестве основного конкурентного преимущества выделяется его географическое положение (наличие самой протяженной границы с Европейским Союзом и транзитное положение региона, обусловливающие развитость внешнеэкономических связей). Это положение справедливо, но его нельзя рассматривать в отрыве от оценки состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры региона, поскольку: - транспортная инфраструктура обеспечивает конкурентоспособность региона и является одним из важных рычагов решения проблемы привлечения инвестиций в Карелию; - без развитой транспортной инфраструктуры невозможно решить проблему полного и экономически эффективного освоения колоссальных природных ресурсов Республики Карелия, создать условия для ритмичных лесозаготовок, снизив зависимость лесопользователей от погодных условий, повысить сырьевую безопасность лесоперерабатывающих предприятий и даже лесопромышленных регионов в части обеспечения их древесными ресурсами; - развитая транспортная инфраструктуры необходима не только для эффективного освоения природных ресурсов и увеличения объемов их переработки с формированием добавленной стоимости на территории региона, но и для восстановления возобновляемых видов ресурсов, их охраны (например, лесов от незаконных рубок, лесных пожаров), жизнеобеспечения территориально распределенных поселков и городов и др.; - увеличенные на базе развитой транспортной инфраструктуры объемы экономически доступных для заготовки и переработки природных ресурсов привлекут финансовые ресурсы, обеспечат развитие смежных отраслей промышленности и т.п. Анализ этой проблемы на примере лесного комплекса Республики Карелия [3] показал, что после увеличения вывозных пошлин на круглый лес именно слабо развитая сеть лесовозных дорог вошла в число важнейших факторов, обусловивших резкое снижение объемов лесозаготовок, что, в свою очередь привело к проблемам с обеспечением сырьем лесоперерабатывающих и лесообрабатывающих предприятий региона. В настоящее время наличие лесовозных дорог в Карелии и их состояние являются крайне неудовлетворительными, а средняя плотность дорог всех технических категорий меньше нормативной в 4-5 раз. Для повышения конкурентоспособности лесного сектора экономики региона в перечне инфраструктурных проблем должна стоять прокладка лесных дорог с доведением обеспеченности дорогами до уровня среднеевропейского - около 1 0 км на 1 0 0 0 га леса. Транспортная инфраструктура региона способна сыграть роль и в увеличении международных транспортных потоков. Однако очевидно, что железнодорожные грузоперевозки в большинство североевропейских стран из Китая и Средней Азии, с Урала через Карелию весьма проблематичны ввиду значительных транспортных издержек. В то же время, именно отсутствие железнодорожной и энергетической инфраструктуры сдерживает реализацию «Пудожского мегапроекта», масштабность и конкурентоспособность которого может позволить ему стать ресурсной базы для снабжения центральных регионов России строительными материалами, для поставки на внутренний и внешний рынок продукции черной металлургии (титано-магнетитовые руды) и цветной металлургии (хромовые, медно-никеливые, платиновые руды), а также для развития ресурсных транзитных коридоров из Карелии в порты Белого и Баренцевого морей, в Казахстан, Среднюю Азию, Китай. Таким образом, конкурентные преимущества Республики Карелия, связанные с наличием природных ресурсов и состоянием и развитием транспортной инфраструктуры достаточно противоречивы. С одной стороны, ее состояние сдерживает инвестиционную конкурентоспособность ее природных ресурсов, полноту и эффективность их освоения. С другой стороны, именно потенциал природных ресурсов региона определяет перспективность развития транспортной инфраструктуры региона. Учитывая то, что Республика Карелия относится к дефицитным регионам, самостоятельное, без поддержки федерального центра, разрешение этого противоречия невозможно. С учетом вышеизложенного, трансформируя принципы ресурсной теории в приложении к 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz