Север и рынок. 2014, N 3.

экономического развития субъектов федерации и как будто специально предназначены для того, чтобы никто ничего не понял и не смог проконтролировать эффективность деятельности. Например, такие как: «Доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысился,%» или «Объем направленных на захоронение отходов на единицу ВРП, тонн/млн руб.». Однако, эта первостепенная для эффективности управления задача только поставлена в Проекте плана мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. перед федеральной статистикой [2]. Нельзя не обратить внимание на то, что особую сложность для государственной статистики будет представлять сопоставление показателей различных по величине и статусу административных единиц, например, области (Мурманская область) и городского округа (Воркута). Проблемы межведомственного и территориального согласования на уровне субъекта федерации и муниципальных образований также имеют место, но требуют отдельного рассмотрения. Для снижения рисков реализации заявленных стратегических намерений по обеспечению экологической безопасности в АЗРФ предлагаем внести несколько управленческих инноваций в сложившийся механизм многоуровнего управления в сфере природопользования и ООС на уровне субъекта федерации: - создать в субъектах Федерации территориально уполномоченные органы управления Министерства регионального развития РФ; - включить направление по обеспечению экологической безопасности, в качестве постоянного и обязательного, в перечень софинансирования при формировании межотраслевой консолидированной субсидии; - наделить региональные органы исполнительной власти полномочиями по определению мероприятий, на которые будут использоваться средства консолидированной субсидии в сфере природопользования и ООС; - провести корректировку федеральной целевой программы «Охрана окружающей среды» и других с целью усиления в них регионального аспекта в соответствии с целями стратегии «Развитие арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2 0 2 0 года». Литература 1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Указ Президента РФ от 08.03.13 № Пр-231. - http://www.minregion.ru 2. Проект Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года.- http://www.minregion.ru 3. Проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».- http://www.minregion.ru 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. - Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 . - http://www.minregion.ru 5. Государственная программа « Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы». - http://www.mnr.gov.ru. ЭКОНОМИКО -ОБЩЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА Череповицын А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой организации и управления, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург Проблема глобального потепления климата, как считают многие западные ученые, связана с парниковым эффектом. Техногенная деятельность человека увеличивает выбросы в атмосферу парниковых газов, таких как углекислый газ (СО2), метан (СН 4 ) и др. Сокращение и стабилизация эмиссий С 0 2 является одной из приоритетных задач для мировой общественности. Механизмы, с помощью которых можно снижать концентрацию парниковых газов в атмосфере, могут быть следующие [ 2 ]: • увеличение использования числа энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, промышленности, транспорте (на всех уровнях национальной 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz