Север и рынок. 2014, N 3.

мероприятия, содержащиеся в них, при детальном рассмотрении являются или малосущественными для достижения заявленных целей, или невыполнимыми из-за недостатка ресурсов. По этой причине свод мероприятий всех видов программ и других стратегических документов в разрезе регионов АЗРФ, который только и может обеспечить Минрегион РФ в рамках его полномочий и компетенции, не гарантирует продвижение к целям «Стратегии развития Арктической зоны РФ», так как не обеспечивает соблюдения заявленного в ней высокого приоритета по экологическому направлению. Между тем выполнение этого условия будет сопряжено также с рядом препятствий, которые детерминированы несовершенством системы государственного управления в целом и сферой природопользования и ООС, в частности. В настоящее время одним главных государственных заказчиков природоохранных программ и администратором средств, выделенных из бюджетов на их реализацию, является Министерство природных ресурсов РФ. Минрегион РФ значится соисполнителем только в одной подпрограмме целевой программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.». В программах других администраторов природоохранных мероприятий, в том числе в отраслевых и в региональных, Минрегион РФ даже не относится к соисполнителям. Вследствие этого федеральный регулятор должен применять механизм межведомственного согласования, процедура которого сегодня сложна, подвержена лоббированию, то есть характеризуется высокими трансакционными издержками. Кроме того, как показывает практика, часто процедура согласования обесценивается несогласием со стороны Министерства финансов РФ, который особенно в период экономического кризиса проводит политику жесткой экономии бюджетных средств. В связи с этим в настоящее время Минприроды РФ, как один из главных администраторов бюджетных средств, участвующих в реализации государственных программ, вынуждено даже составлять ежегодный отчет для Министерства финансов РФ о качестве его финансового менеджмента. Еще одной проблемой являются недостатки самих программ, наиболее критикуемые из которых заключаются в неполном и в несовременном методическом обеспечении разработки документов на фоне непомерных требований к соисполнителям; в недостаточном и несвоевременном финансировании; в слабом территориальном разрезе. Например, Мурманская область не включена в план мероприятий государственной программы « Охрана окружающей среды» на 2 0 1 2 - 2 0 2 0 годы». В связи с этим все существующие программы и другие стратегические документы требуется дополнить мероприятиями по АЗРФ, как это пришлось сделать в 2012 году Минприроды РФ, который в срочном порядке разработал новую подпрограмму «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктиде» и включил ее в состав государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» [5]. Сложной проблемой государственного управления программно-целевым методом является совершенствование механизма выделения субсидий по финансированию полномочий субъектов федерации, в том числе и делегированных им в сфере природопользования и ООС. Следует заметить, что северным субъектам федерации делегируется сравнительно больше полномочий в управлении лесными, водными, охотничьими ресурсами, почти полностью находящимися в федеральной собственности, так как они на территориях этих регионов преобладают в структуре объектов управления природопользованием. Один из аспектов этой проблемы заключается в том, что субъекты федерации включают в региональные программы мероприятия по направлениям софинансирования, которые не всегда отражают актуальность проблемы для конкретного региона, а исходя из объема субсидий. Поэтому назрела необходимость объединения субсидий по финансированию полномочий субъектов федерации в сфере природопользования и ООС в единую межотраслевую субсидию и при этом целесообразно наделение субъекта федерации полномочиями самостоятельно выбирать направление софинансирования и устанавливать пропорции между этими направлениями, основываясь на приоритете интересов местного населения. Это также позволит планировать реализацию более крупных проектов, адекватных величине и значимости проблем обеспечения экологической безопасности в АЗРФ. Для достижения приоритета по экологическому направлению «Стратегии развития АЗРФ» и реализации намеченных целей требуется решить сложную проблему по определению целевых параметров и их методическому и информационному обеспечению. По нашему мнению, выбор параметров в проекте Программы сделан удачно, во всяком случае, в нем не содержатся показатели, которые рекомендованы в настоящее время для разработки стратегий социально­ 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz