Север и рынок. 2014, N 3.

определены основные риски ее реализации и среди них выделена проблема отсутствия эффективной системы государственного управления социально-экономическим развитием АЗРФ. В настоящее время решением Правительства РФ полномочия по реализации «Стратегии» и координации действий возложены на Минрегион РФ, но они не закреплены законодательно и фактически представляют собой лишь мандат, то есть временное поручение, хотя он и удостоверяет законность полномочий. Такое положение не способствует эффективному управлению, так как в соответствии с теорией и многовековой практикой регулирования управленец ничего не должен и не может предпринимать, не имея законодательно закрепленных полномочий, функций и компетенций, на основе которых разрабатывается Положение о государственной службе в этом структурном подразделении органа государственного управления. Между тем специалисты Минрегиона РФ уже сделали несколько крупных шагов по формированию системы управления АЗРФ: была сформирована Межведомственная рабочая группа по реализации Стратегии развития российской Арктики, как совещательный и экспертный орган; в рамках проекта государственной программы определены задачи по созданию эффективной системы управления зоной, в том числе и задачи министерства, а также предложено несколько управленческих инноваций. Анализ документов и предложений экспертов и заинтересованных сторон показывает, что создание новой системы государственного управления макрорегионом АЗРФ не предполагается, хотя это было сделано при формировании макрорегиона «Дальний Восток», для управления которым было создано федеральное министерство. В структуре Министерства по развитию Дальнего Востока РФ (Минвостокразвитие) был предусмотрен и Департамент природопользования, хотя проблема экологической безопасности макрорегиона не входила в число приоритетных, так как не имела такой остроты и глобального значения, какие ей присущи в Арктической зоне Российской Федерации. После наводнения 2013 года, которое вызвало на Дальнем Востоке не только гуманитарную и техногенную катастрофы, но и экологическую, наличие в системе управления макрорегионом органа управления экологической безопасностью не только оправдало затраты на него, но и является доказательством его первостепенного значения в условиях непредсказуемых катастрофических природных явлений. В проекте федерального закона уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области развития Арктической зоны предлагается сделать Минрегион РФ [3]. Выбор в качестве федерального регулятора этого министерства обусловлен способом решения задач по социально-экономическому развитию АЗРФ. Сформулированные задачи предполагается претворить в жизнь программно-целевым методом, то есть путем объединения в единую программу мероприятий и средств федеральных отраслевых и региональных программ, а также стратегических планов промышленников и предпринимателей, выбрав для реализации только те, которые отвечают приоритетным направлениям стратегии «Развитие арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года». Одной из основных функций Минрегиона как раз и является разработка документов стратегического планирования как в целом по стране, так и в субъектах федерации и в муниципальных образованиях; их корректировка в соответствии с региональной государственной политикой; координация на основе разрабатываемых в недрах министерства научных прогнозов, и методическое обеспечение всей системы стратегических документов. Несмотря на то, что федеральный закон «О государственном стратегическом планировании» также еще не принят, Минрегиону РФ удалось фактически вовлечь в разработку стратегических документов все субъекты федерации страны и многие муниципальные образования. Однако эта грандиозная работа еще далека от завершения, а документы - от совершенства, особенно на уровне муниципальных образований, в том числе тех, которые предполагается включить в состав АЗРФ. По нашему мнению, сегодня главным недостатком системы документов государственного стратегического планирования является отсутствие механизма реализации их иерархии, создание которого не входит в функции Минрегиона РФ. Как известно «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» является головным документом государственного стратегического планирования, определяющим стратегические национальные приоритеты, в перечне которых «Экология живых систем и рациональное природопользование» находится только на восьмом месте, после национальной безопасности, экономического роста и других приоритетов [4]. Почти то же самое можно сказать и о месте приоритета экологической безопасности в других стратегических документах. Поэтому, обусловленные низким приоритетом, природоохранные 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz