Север и рынок. 2014, N 3.

ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*_________________________________________________________________ Харитонова Г.Н., к.э.н., с.н.с., зав.сектором Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Формирование нового макрорегиона страны - Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) - переживает активную фазу, о чем свидетельствуют многочисленные форумы, совещания и заседания, конференции и научные семинары по различным направлениям «Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», причиной которых послужило обсуждение разработанных Министерством регионального развития РФ (Минрегион) проектов федерального закона об Арктической зоне и государственной целевой программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» [1, 2]. В большинстве случаев эти мероприятия были инициированы Межведомственной рабочей группой по координации деятельности по контролю за реализацией стратегии развития Арктической зоны РФ, сформированной при Министерстве регионального развития РФ (Минрегион), которая ежегодно в срок до 2 0 января должна представлять президенту страны доклад о ходе реализации стратегии в истекшем году. Во многом стратегические намерения и практические действия России в Арктической зоне послужили и причиной, и следствием повышенной активности зарубежных государств, как членов Арктического Совета, так и не входящих в него (Японии, Южной Кореи, Великобритании и других). Например, в международной конференции «Арктические рубежи-2014» («Arctic Frontiers»), которая состоялась в норвежском городе Тромсе в январе 2014 года приняло участие более тысячи участников из 25 стран. Широкий резонанс во всем мире и в нашей стране получила акция международной зеленой террористической организации «Гринпис», которая была приурочена к открытию III Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в г. Салехарде в октябре 2013 года. Во всем осуждая методы «Гринписа», члены которой в ходе акции рисковали жизнями многих людей и своими собственными, следует признать, что обеспечение экологической безопасности арктического региона при реализации планов нарастания объемов природопользования вызывает обоснованную озабоченность широкой мировой общественности и научного сообщества в нашей стране. Основными ее тесно взаимосвязанными причинами являются следующие: - отсутствие однозначности и несомненности в ходе процесса изменения климата в высоких широтах планеты и его параметрах; - недостаток научных данных о функционировании морских и наземных экосистем в прибрежных районах зоны и их современном экологическом состоянии; - дефицит данных о допустимых антропогенных нагрузках на все виды биоты региона на основе экосистемного подхода, и как следствие, отсутствие в распоряжении проектировщиков новых и модернизируемых прозводств технических и технологических нормативов для рационального природопользования и охраны окружающей среды (ООС); - несовершенство системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. В проекте государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» сформулировано еще несколько реальных угроз для ее реализации по обеспечению экологической безопасности, как одному из приоритетных направлений развития АЗРФ. Между тем, бесспорно, что важнейшей движущей силой для устранения и ослабления рисков и угроз экологическому состоянию региона должна выступать система государственного управления природопользованием и ООС, сбалансированная с системой управления социально­ экономическим развитием АЗРФ в целом. Необходимость первоочередного обоснования и установления системы государственного управления макрорегионом на инновационной основе в полной мере осознается Минрегионом РФ, по инициативе которого в проект государственной программы по развитию АЗРФ была включена подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы РФ «Социально­ экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» [2]. В подпрограмме были * Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект № 14-12-51003 «Оптимизация деятельности исполнительных органов власти Мурманской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования на современном этапе реформы государственного управления». 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz