Север и рынок. 2014, N 3.

попытка глубокого реформирования закона о недропользовании. Был представлен для рассмотрения проект нового ФЗ «О недрах», но он не был принят ввиду декларируемой идеи «либерализации гражданско-правового механизма доступа и реализации прав пользования недрами». Иначе говоря, проектом устанавливалась только частная собственность на добытые полезные ископаемые. Следовательно, возрастал риск правонарушений в данной сфере деятельности. Недропользование - это основной доминирующий сектор экономики нашей страны. Учитывая стратегическую значимость данной отрасли для России совершенствование законодательства в данной сфере в антикоррупционном аспекте представляется важным направлением реализации государственной политики по противодействию правонарушений. Литература 1. Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Версия Проф. Эксперт Приложение. 2. Яковлев М. На тревожной ноте / Финансовый контроль.- 2009.-№2.-С. 21-25 3. Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере недропользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства / Российская юстиция.-2008.-№9.-С24- 29 4. Кимельман С.А. 20 лет Закону «О недрах», создавшему беззаконное недропользование. - [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=641138&soch=1 (дата обращения: 29.01.2014) РЫБОПРОМЫСЛОВАЯ РЕНТА И ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Столбов А.Г., д.э.н., профессор кафедры менеджмента, Д ьячкова М.А., к.э.н., ассистент кафедры менеджмента, Мурманский Государственный Технический Университет, г. Мурманск В 2013 году общий вылов российских компаний, согласно данным Росрыболовства, составил 4 млн 134,8 тыс. тонн, что на 48,2 тыс. тонн или на 1,2% больше уровня 2012 года. Значительный вклад в это внесли предприятия Мурманской области. По итогам 2013 г. ими было выловлено 697,3 тыс. т водных биологических ресурсов (ВБР), что на 125 тыс. т больше по сравнению с 2012 г. Рост вылова составил 122% [3]. В то же время Росрыболовство прогнозирует снижение потребления рыбы населением России с 22 до 18 кг на человека в год. Основной причиной сокращения спроса на рыбные продукты является рост цен. Существенную роль в процессе ценообразования на рыбную продукцию играет существующая практика распределения и учёта рыбопромысловой ренты. В настоящее время не сложилось единого, общепризнанного мнения среди отечественных ученых о том, что такое рыбопромысловая рента, как ее определять и распределять. Рента - это источник платежей, которые государство могло бы получить от использования наиболее богатых природных ресурсов в естественном состоянии (продуктивных мест добычи и ценных биоресурсов). Согласно экономической теории [1], существует абсолютная и дифференциальная рента. Различают дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Абсолютная рента — один из видов дохода от собственности на тот или иной вид ресурса, своего рода плата собственнику за разрешение вкладывать капитал в добычу природных ресурсов. В промышленном рыболовстве дифференциальная рента I образуется из ограниченности лучших по продуктивности районов промысла. Поскольку наряду с ними приходится вести промысел на менее продуктивных рыбопромысловых участках, то при реализации продукции по единым ценам общего рынка у более производительных рыбодобывающих компаний образуется сверхприбыль, представляющая собой дифференциальную ренту I. Подобным образом дифференциальная рента II возникает при использовании более мощных крупнотоннажных судов, совершенных орудий лова, квалифицированного плавсостава и др. В России собственником всех ресурсов является государство, поэтому основная часть рентных доходов, образующихся в различных секторах экономики, в том числе и в 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz