Север и рынок. 2014, N 3.

Вместе с тем, отдельные его положения содержат формулировки потенциально допускающие нарушения закона. Например, в формулировке «может быть» (п. 5 ст. 2.1) отсутствуют однозначные основания для принятия решений. Часть формулировок носит общий, декларативный характер. Что понимается под « .вопросам и , связанными с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения» (ст. 5 п. 1, 2) Закон не раскрывает. Согласно части 7 ст. 13.1, в случае, если конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику. Данная норма допускает возможность правонарушений по причине отсутствия административных процедур указания, когда в данном случае лицензия выдается, а когда - нет. Ежегодно в Российской Федерации выявляется до 60 тыс. нарушений правил и норм недропользования. Часть выявляемых правонарушений непосредственно связана с коррупцией должностных лиц контролирующих и надзирающих органов, когда за взятки недропользователям незаконно выдаются лицензии либо скрываются выявленные нарушения, совершенные недропользователями. В сфере недропользования высока вероятность коррупционных проявлений, основанная на использовании пробелов и противоречий в законодательстве, регулирующим данную сферу. Наиболее распространенными являются правонарушения проявленные в ходе [3]: - предоставления на безконкурсной основе недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; - определения победителя конкурса на получение лицензии на пользование участком недр путем выдвижения дополнительных условий конкурса; - участия внештатных экспертов в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых в интересах определенного пользователя недр заказавшего проведение экспертизы; - усмотрения органов местного самоуправления в части произвольного введения или снятия ограничений на предоставление разрешений на пользование участками недр. Предоставленный перечень коррупционных правонарушений не является исчерпывающим и, соответственно, возможны и другие варианты коррупционных проявлений. Помимо закона «О недрах», отношения в сфере недропользования, регулируются дополнительно значительным (как указывалось) количеством иных федеральных законов, постановлений правительства и т.д. Указанный комплекс нормативных документов регулирует не только общие положения и принципы недропользования, но и отдельные направления: добычу нефти и газа, добычу строительных материалов и полиметаллов, драгоценных металлов и природных драгоценных камней, иных полезных ископаемых и руд. Он также имеет множество недоработок, противоречий, сложных процедур его использования. Например, с введением в 2002 году налога на добычу полезных ископаемых возникло двоякое понимание понятия налогооблагаемой базы для исчисления налога с горнопромышленного предприятия. Согласно ст. 340 НК РФ за налоговую базу принимается стоимость добытого полезного ископаемого (руды), за которую, согласно этой же статьи, берутся затраты горного предприятии, понесенные им на добычу. Замена определения налоговой базы, как это происходит в настоящее время, по затратам на добычу на исчисление ее по стоимости произведенной товарной продукции (т.е. налоговой базой становится доход) резко увеличивает ее размеры. Такое толкование ст. 340 НК РФ приводит к негативным последствиям в горной промышленности и нарушает сбалансированность экономических интересов участников освоения минерально-сырьевой базы, т.е. государства и недропользователей. По мнению налоговой службы, горными предприятиями из-за неправильного определения вида добытого полезного ископаемого занижается налоговая база и соответственно размер налога. Законодательство о недрах необходимо совершенствовать, чтобы максимально исключить коррупционную составляющую. Возможно, нужна совершенно новая кардинально измененная редакция закона о недропользовании, учитывающая следующие основополагающие принципы [4]: - собственником недр является общество в лице государства; - допускаются разные формы собственности на добытое полезное ископаемое: федеральная, региональная и частная. В данном случае целесообразно установить порядок перехода федеральной (государственной) собственности в иные формы; - налоги за недропользование отнести только к каждому конкретному месторождению. Необходимо отметить, что в 2004 году под руководством Д.Н. Козака была сделана 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz