Север и рынок. 2014, N 3.
стратегии освоения ресурсов; выявить совокупность проектов, сдерживающих достижение целей реализации программы; конкретизировать направления государственного регулирования при принятии решений на различных этапах формирования стратегии; осуществить организацию функционального взаимодействия органов государственного управления и бизнеса при подготовке стратегических документов Правительства РФ, Федеральных округов, субъектов Федерации. Сложность освоения углеводородных ресурсов арктических территорий, их высокая национальная значимость обусловливают необходимость разработки программ для их освоения и повышения роли государства в области законодательного закрепления экономико-правового регулирования процесса недропользования в направлении стимулирования рационального использования запасов, природоохранной политики и привлечения инвестиций. Государство должно стать инициатором разработки программ рационального использования недр в интересах устойчивого социально-экономического роста, выступить гарантом стабильности условий их реализации и возврата инвестиций, эффективным координатором выполнения мероприятий программы. Литература 1. Пляскина Н.И. Прогнозирование комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных районов: теоретические и методологические аспекты / под ред. Б.В. Робинсона: ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2006. - 327 с. 2. Системное моделирование и анализ мезо- и микроэкономических объектов / отв. ред. В.В. Кулешов, Н.И. Суслов; РАН, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2014. - 487 с. 3. Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспицына. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Симоненков В.П., к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Российский Север и Арктика являются важнейшей частью национальной социально экономической системы и играют важнейшую роль в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. Значение Арктики для современной России обусловлено тем, что эта обширная территория обладает уникальным природно-ресурсным и, соответственно, экономическим потенциалом. Арктика относится к числу немногих регионов мира, где практически сохранились нетронутые ресурсы углеводородного и минерального сырья. Следовательно, проблемы недропользования, имеющие место в нормативных документах, регулирующих общие положения и принципы функционирования данной сферы деятельности, необходимо минимизировать в целях недопущения их при освоении Арктики. Проблемы в недропользовании - это прямое следствие, прежде всего, несовершенства российского природоресурсного законодательства. Традиционно у нас не принято разрабатывать законы прямого действия, не допускающие произвольной трактовки. Законодательство перенасыщено множеством отсылочных норм и от того, кем и когда будут составлены подзаконные акты, зависит качество нормативно-правовой базы и ее коррупционная составляющая. В целом в РФ состав нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области недропользования, достаточно многочислен - более шестисот актов [1]. Из них действует 110 международных актов в области природных ресурсов, в то время как регулирующих законов всего 36 [2]. Не утратили силу постановления Совета министров СССР и РСФСР, хотя очевидно, что эти документы безнадежно устарели. Основополагающим документом, регламентирующим правила взаимодействия государства и бизнеса в недропользовании, является Федеральный закон «О недрах», который был принят в 1992 г. и с момента его принятия многократно изменялся и дополнялся. Закон, по существу, закрепил административно разрешительные принципы предоставления участков недр в пользование. 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz