Север и рынок. 2014, N 3.

площади сосредоточены крупные источники десятков видов стратегических минеральных ресурсов. Отсутствие подготовленных к эксплуатации месторождений богатого титанового сырья и исчерпание подобных действующих диктует необходимость перехода к разработке месторождений комплексных руд и вовлечению в переработку более бедных по содержанию титана концентратов. Значительные резервы роста добычи титанового сырья могут быть связаны с перовскитовыми рудами Африкандского месторождения. Внедрение крупномасштабных отечественных технологических разработок добычи и обогащения титаносодержащих руд, редких и редкоземельных металлов позволит обеспечить производство конкурентоспособной продукции (включая стратегические материалы), повысить экономическую безопасность страны. При этом будут реализованы малоотходные технологии производства современных материалов для высокотехнологичных секторов промышленности. Литература 1. Быковский Л.З., Калиш Е.А., Тигунов Л.П. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских месторождений титана. // Титан. - 2007, №2 (21). - С.3-7. 2. Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: режим доступа - http://www.midural.ru/news/100520/100521/. 3. Николаев А.И. Кольский полуостров - титановая провинция России / А.И. Николаев, Ф.Д. Ларичкин, Л.Г. Герасимова, О.А. Николаева // Титан. - 2009. № 3. С. 12-20. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ П ляскина Н.И., д.э.н., вед.н.с., профессор Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирский Исследовательский Государственный Университет, г. Новосибирск На современном этапе развития России возрастает значимость освоения углеводородных ресурсов арктических территорий в обеспечении национальной безопасности, что вызывает необходимость совершенствования методологии прогнозирования и разработки новых подходов к их освоению как единой комплексной системы с учетом условий природопользования, инфраструктурной обеспеченности, экономических, экологических и правовых аспектов. В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной Президентом Российской Федерации от 8 февраля 2013 года Пр-232, выделены особенности Арктической зоны Российской Федерации, оказывающие влияние на формирование государственной политики в Арктике: • экстремальные природно-климатические условия; • очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий; • удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость от других регионов России; • низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость от антропогенных воздействий. Вместе с тем, быстро изменяющиеся экономические, институциональные условия и конъюнктура рынков обусловливают появление новых приоритетов у участников освоения ресурсов. Длительность процедур согласования экономических интересов участников, сложность координации действий по достижению целей социально-экономического развития между органами государственной власти федерального и регионального уровней, бизнесом и обществом обусловливают необходимость согласования стратегических намерений участников инвестиционных проектов и требуют адекватного маневренного инструментария государственной координации их интересов, формирования стратегии освоения и механизмов ее реализации. В данной работе предлагается инструментарий формирования стратегии освоения углеводородных ресурсов на основе использования системы экономико-математических моделей долгосрочного планирования с учетом особенностей природопользования арктических территорий, экономических, институциональных условий и конъюнктуры рынков. Предлагаемые модели адаптированы к функционированию участников в современной институциональной среде 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz