Север и рынок. 2014, N 3.

популяций карибу оценивается по результатам наземных наблюдений и авиаучетов. Методика учетов заключаются в подсчете количества самок на отельной территории в период отела и аппроксимации данных на всю популяцию с учетом доли самок в ней. Исторически управление дикой природой основывалось на ведущей роли государства, бюрократии и научных исследованиях. В настоящее время усиливается тенденция к заключению соглашений между правительством и группами коренного населения по совместному управлению популяциями карибу. Одна из главных причин конфликта между коренным населением и региональной властью состоит в лоббировании чиновниками деятельности различного рода сырьевых и энергетических компаний на охотничьих территориях общин без учета интереса последних. Совместная система управления биоресурсами Арктики получила название ко- менджмент. Ко-менджмент представляет собой тип организации, состоящей из представителей власти и охотпользователей, которая устанавливает формальные правила, которые позволяют общинам участвовать в принятии решений по карибу и их использованию. Задача состоит в охране карибу и местообитаний, развитии кооперации и координации действий, распределении квот и мониторинга среды с использований традиционных знаний. Главное в организации ко- менджмента - установить контакт между участниками, которые из-за межкультурных различий по-разному смотрят на карибу и процесс управления. В отличие от Таймыра семейные хозяйства на Севере Америки не являются элементарной единицей традиционного жизнеобеспечения. Такой единицей является община, как общественная система, обеспечивающая потребности ее членов в мясе карибу. В американской Арктике традиционное жизнеобеспечение - это не самообеспечение и не накопление капитала, это поток товаров и услуг, который поддерживает хозяйство общины. Общины «оленьих людей» Канады или Аляски сродни крестьянским общинам в достолыпинской России. В ко-меджменте представители общины отражают не свои личные или семейные интересы, они выступают от имени всего поселка и защищают интересы общины. По нашему мнению, система управления популяцией диких северных оленей и их промыслом на Таймыре так же должна быть децентрализованной, основанной на распределении прав и ответственности между администрацией муниципального образования (АМО) и членами родовых и фермерских хозяйств. Организационной формой ко-меджмента может быть межхозяйственное объединение (МХО), отражающее и защищающее общие интересы входящих в него охотпользователей. В отличие от Канады и Аляски, на Таймыре северные олени являются не только средством жизнеобеспечения, но и объектом коммерческой охоты. Поэтому МХО, кроме решения задач координации промысловой деятельности хозяйств, распределения между ними промысловой квоты и мониторинга, может, совместно с Госохотинспекцией участвовать в выполнении контролирующих функций. На уровне хозяйств может быть организована территориально распределенная общественная система контроля деятельности охотпользователей в ареале популяции. При выявлении нарушений норм и правил промысловой деятельности МХО может ограничиться предупреждением, снизить охотпользователю промысловую квоту или обратиться в АМО или Департамент по охотничьим ресурсам для более строгого наказания. Взаимный общественный контроль поможет выявить охотпользователей, желающих как можно скорее и максимально обогатиться за счет браконьерского использования уникального биологического ресурса. Организовать такой контроль своими силами охотинспекция не может. При передаче части контролирующих функций членам фермерских и родовых хозяйств, возрастает образовательская и просветительская роль сотрудников Департамента охотресурсов среди населения, касающаяся вопросов мониторинга, охраны и рационального использования охотресурсов. В рамках МХО может быть введена единая система цен на продукцию промысла для защиты охотпользователей от произвола перекупщиков, на кооперативных началах могут быть организованы свои подразделения по маркетингу, транспортировке и сбыту продукции. Рассмотрим изменения в структуре промысловой системы управления при децентрализации. Экосистемный уровень регулирования не меняется. На популяционном уровне исполнительным органом становится МХО фермерских и родовых хозяйств, ведущих промысел диких северных оленей. Замыкание происходит также путем сравнения фактических учетных и желаемых данных о состоянии популяции. На третьем, бригадном уровне регулятором является МХО, проводящее распределение квот между хозяйствами (объектами управления) и проверку их промысловой деятельности. Контролирующая роль охотинспекции в этом случае может ограничиться выборочными проверками хозяйств и проверками по указаниям МХО, если оно не в состоянии урегулировать конфликт своими силами. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz