Север и рынок. 2014, N 3.

транспортную доступность лесных ресурсов для лесозаготовительных предприятий, а также конечную стоимость продуктов потребления для лесоперерабатывающих предприятий. В свою очередь транспортная доступность определяется развитостью транспортной сети лесопромышленного региона и техническим состоянием ее элементов. Повышение эффективности автомобильного транспорта леса приведет к снижению себестоимости продукции, так как транспортная составляющая в ней высока и составляет порядка 45-48%. Как показывает опыт, в лесопромышленном комплексе Российской Федерации и за рубежом все большее развитие получают интеграционные процессы. При этом основным направлением интеграции структур в данной отрасли является увязывание предприятий, которые входят в единую технологическую систему - холдинг. Повышение эффективности транспорта леса возможно за счет оптимизации работы лесотранспортного предприятия, входящего в лесопромышленный холдинг. Одним из основных методов оптимизации транспорта леса являются методы экономико­ математического моделирования, которые позволяют аналитическим путем рассчитать оптимальный маршрут движения автопоезда, минимизируя параметры, влияющие на конечную стоимость перевозки. К таким параметрам относят время передвижения по маршруту, затраты на совершение маршрута, объем продукции, перевезенной по данному маршруту. Причем, не всегда основным критерием оптимальности маршрута являются его затраты, выраженные в денежном выражении. Иногда время, затраченное на осуществление перевозки, играет более важную роль. В частности, когда речь идет о такой вертикально-интегрированной структуре, как лесопромышленный холдинг. Все это обуславливает развитие исследований, проводимых в Петрозаводском государственном университете, которые направлены на повышение эффективности функционирования транспортных систем на основе методов экономико-математического моделирования. Пример создания экономико-математической модели, позволяющей оптимизировать транспортную систему предприятия, приведен ниже. Допустим, что некоторое лесотранспортное предприятие, входящее в лесопромышленный холдинг, имеет на балансе парк лесовозных автопоездов. Перед руководством предприятия возникает задача инвестирования денежных средств в парк лесовозных автопоездов в течение заданного периода времени. Для решения данной задачи была разработана математическая модель, описывающая структуру парка лесовозных автопоездов, учитывающая амортизацию, сезонный характер лесозаготовок и обеспечивающая за счет распределения инвестиций в заданный период времени формирование рациональной структуры этого парка с получением предприятием максимального дохода. Определим зависимость дохода предприятия за заданный период времени от его мощности уравнением вида: где Dt - прибыль предприятия за период времени t , t £ T , T - множество периодов времени; Wt - мощность парка автопоездов в период времени t , t £ T ,; CLt , 3 - коэффициенты зависимости дохода предприятия от мощности парка, учитывающие сезонный характер работ. Из указанной выше формулы (1) следует, что вначале с ростом мощности прибыль от основной хозяйственной деятельности растет, затем, при w = а ‘ прибыль достигнет t 2 • 3 максимального значения, ну а дальнейшее увеличение мощности приводит к снижению прибыли. При этом снижение прибыли связано с действием такого экономического закона, как закон убывающей доходности, который гласит, что по мере увеличения затрат одного типа при фиксированных всех остальных затратах, в некоторый момент будет достигнута точка, за которой предельный результат производства будет уменьшаться. Учитывая амортизацию и инвестиции в указанный период времени, найдем выражение для мощности парка машин в период времени t , t £ T : ( 1 ) 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz