Север и рынок. 2014, N 3.

• проект «Разработка и реализация системы технологического нормирования на основе стратегии устойчивого развития», инициированный в 2006 г. рядом предприятий целлюлозно­ бумажной промышленности по согласованию с МПР России и Ростехнадзором. В целях сохранения биоразнообразия рекомендуется, во-первых, совершенствование законодательной и нормативно-методический базы в части экономической оценки экосистемных функций и услуг на основе общей экономической ценности (стоимости), включая средообразующую, продукционную, информационную и духовно-эстетическую функции. Разработка и утверждение на федеральном уровне «Методики экономической оценки экосистемных функций» позволит осуществлять адекватный учет ценности живой природы в составе национального богатства и учитывать ее как реальный актив России при международных экономических взаиморасчетах, наиболее обоснованно осуществлять: выбор вариантов при территориальном планировании с учетом необходимости сохранения биоразнообразия в рамках рассматриваемой территории; расчет компенсационных выплат на основе величины нанесенного экономического ущерба: установление величины платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов и т.д. На сегодня данная тематика получила отражение в целом ряде исследований, в том числе диссертаций, что может послужить основой для разработки Методики [5, 6 , 7, 8 , 9]. Во-вторых, предлагается утверждение на федеральном уровне «Методики оценки ущерба от вреда, причиняемого арктическим экосистемам вследствие оказываемого техногенного воздействия». При этом рекомендуется использовать разработанный в Институте экономики УрО РАН и апробированный для условий разработки Бованенковского НГКМ методический инструментарий укрупненной оценки ущерба, базирующийся на установлении величины снижения экономической ценности природного потенциала территории в границах выделенных экологических зон, формирование которых определяется устойчивостью экосистем и интенсивностью техногенных нагрузок. В-третьих, необходимость ранжирования природоохранных проектов и отбор среди них приоритетных для первоочередного инвестирования настоятельно требует разработки Методических рекомендаций по учету экологического фактора при подготовке инвестиционных природоохранных проектов и оценке их экономической эффективности. В действующих методических рекомендациях [ 10 ] подобные предложения методического характера отсутствуют, что не позволяет достаточно полно оценивать эффекты/ущербы, обуславливаемые реализацией инвестиционного проекта для всего круга заинтересованных лиц, в т.ч. населения территории и государства. Снижение величины фактического предотвращаемого экономического ущерба приводит к необоснованному принятию управленческих решений, что наносит непоправимый вред арктическим экосистемам. В-четвертых, необходима разработка концепции и стратегии реформирования системы ООПТ АЗРФ. В целом вектор реформирования системы ООПТ должен быть направлен на полную стоимостную оценку ООПТ с учетом средозащитной и социальной функций и привлечение частного бизнеса к расширению сферы государственно-частного партнерства в решении задач, связанных с ООПТ. При этом следует учитывать следующие основные положения: - формировать единый «эконет» Арктики: сеть взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и других форм территориальной охраны природы, обеспечивающая оптимальное сохранение видового и экосистемного разнообразия Арктики. Примером такого экологического каркаса может служить разработанная в ИЭПС УрО РАН сеть ООПТ для Европейского Севера России, получившая международное признание и вошедшая в основу практической реализации международного проекта «Сеть особо охраняемых природных территорий Баренцево-Евро-Арктического региона» (BPAN). - применять интеграционный подход, предусматривающий координацию целей развития ООПТ, в том числе морских и прибрежных ООПТ, и целей социально-экономического развития территорий. Этот подход рассматривает ООПТ в роли поставщика природных и экологических ресурсов, что позволяет привлекать финансовые ресурсы на реализацию целей сохранения биоразнообразия наряду с централизованным бюджетным финансированием за счет поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест, включения ООПТ в систему природного (экологического) туризма [11, 12].' В целях сохранения среды обитания коренного населения АЗРФ и условий их традиционного природопользования заслуживают внимания рекомендации по созданию в районах 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz