Север и рынок. 2014, N 3.

Под промышленным сервисом следует понимать «сложный комплекс услуг, включающий исследования, разработки, физически определенные услуги, информационные, обучающие и иного рода услуги, которые позволяют конфигурировать, выводить на рабочие режимы, поддерживать в нормальном функциональном состоянии, модернизировать, обеспечивать вторичное использование и утилизацию различных видов производственного оборудования, как единичного, так и любого другого формата». Большое значение промышленного сервиса для горного производства обусловлено следующими моментами: - усложнением технологии и конструкций оборудования; - дополнительными требованиями к квалификации кадров, ее эксплуатирующих, - повышенным качеством проведения ремонтных и обслуживающих работ; - быстрым моральным старением технологий и оборудования, - поддержанием устойчивой потребности приобретения инновационных технологий и соответствующего оборудования; - современной диагностикой состояния горных машин и механизмов [ 2 ]. В ряде стран, включая Россию, традиционно широко распространена система самостоятельного промышленного сервиса, однако она нередко зависит от квалификации персонала ремонтных структурных подразделений и формируется без учета экономической целесообразности проведения профилактических и ремонтных работ. Для горных предприятий зачастую становится экономически невыгодно круглогодично содержать значительный штат ремонтного персонала, который не обеспечивает требуемый уровень работоспособности горного оборудования. В связи с этим востребованной является идея аутсорсинга. В современном менеджменте под аутсорсингом понимают передачу сторонней организации определенных задач, бизнес функций или бизнес процессов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса. Аутсорсинг является необходимой частью современных концепций менеджмента, действенным инструментом экономической практики и предметом изучения экономической науки. Дело в том, что современный бизнес невозможно представить без аутсорсинга. Для этого существуют как минимум две причины: 1. Большинство современных компаний стремится к использованию всех новейших достижений науки, техники и технологии, чтобы выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, наилучшим образом отвечающую потребностям покупателей. 2. Современные технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя и клиента предоставляют необходимые услуги компаниям на условиях аутсорсинга. Это удобно для обеих сторон, так как каждая из них может сосредоточить собственные ресурсы на развитии своих сильных сторон и перспективных направлений деятельности. Это приводит к существенному сокращению расходов на производство конечного продукта, так как каждая сторона выполняет именно ту работу, которую лучше всего умеет делать, не прикладывая дополнительных усилий и не вкладывая дополнительных средств в освоение новых видов деятельности. Наконец, это соответствует интересам потребителей, так как они получают продукт наилучшего качества по доступной цене. Вместе с тем имеются аргументы против аутсорсинга: процесс передачи функций технического сервиса может занять много времени в силу неразвитости отечественного рынка услуг и законодательства, а также высокой степени консервативности управленческих структур и преобладания неэкономических отношений; опасность «зависимости» от производителя технических услуг в силу юридически неграмотно оформленных договорных обязательств. На данный момент нет оснований для того, чтобы утверждать, какие аргументы преобладают при принятии решений относительно аутсорсинга. В зарубежной практике основными критериями перехода к нему являются стратегическая позиция компании и ее конкурентное преимущество. В общемировой практике на предприятиях горнопромышленного комплекса преобладают три основных модели развития сервисных услуг [3]: 1. Использование собственных подразделений для обеспечения основного производства вспомогательными промышленными услугами, т.е. «внутренний» аутсорсинг. Возможными проблемами «внутреннего» аутсорсинга является слабая мотивация сервисного подразделения к повышению эффективности своей работы, росту рентабельности продукции и увеличении объема выпускаемой продукции и производимых услуг. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz