Север и рынок. 2014, N 3.
Рамочные основы для научного сотрудничества в Арктике: • В докладе Стортингу «Крайний Север. Видение и инструменты политики» (2011г.) Правительство Норвегии представило актуализированную политику на Крайнем Севере. • «Стратегия развития научных исследований в Арктике и северных регионах» была впервые опубликована НИС в 2006 году. Новое издание стратегии вышло в 2012 году. • В 2008 году Президентом Медведевым были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года». В качестве одной из целей в них были заявлены развитие науки, технологий и инноваций, а также устойчивое развитие в Арктике. • В 2013 году Президент Путин утвердил «Стратегию развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», целью которой является реализация национальных интересов России в Арктике. Рыбные запасы Баренцева моря являются совместным ресурсом Норвегии и России, и комплексный план управления является рамочной основой для сотрудничества Норвегии и России по изучению морской среды под эгидой Смешанной норвежско-российской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и Смешанной норвежско-российской комиссии по рыболовству. Обе комиссии создают основу для сотрудничества обеих стран в области комплексного управления морскими ресурсами. Подписание в 2010 году договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море проложило путь для укрепления сотрудничества по изучению углеводородных ресурсов и картированию морской среды. Министерство нефти и энергетики Норвегии и Министерство природных ресурсов и экологии РФ подписали в 2011 году Меморандум о взаимопонимании. На данный момент сотрудничество между Норвегией и Россией в сфере инноваций и исследований в области нефти и газа носит более ограниченный характер. НИС рассматривает возможность использования программы «ЭВРИКА» во время председательства Норвегии (до июня 2014 года). Заключение - будущие вызовы Многостороннее и двустороннее сотрудничество по основным направлениям является долголетним и прочным. Однако перед нами стоят два вызова. Во-первых, новое рамочное межгосударственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве пока еще не заключено. Это тормозит дальнейшее расширение сотрудничества между новыми научными сообществами, а также по новым направлениям, и препятствует полному раскрытию его потенциала. Во-вторых , и частично это является следствием первого, сегодня наблюдается недостающее звено во взаимоотношениях научных кругов, а именно, согласованная стратегия в области науки и технологий. Не устранив этот недостаток, Норвегия и Россия будут не в состоянии полностью ответить на наиболее важный вызов нынешних отношений, который заключается в следующем - текущий уровень двустороннего сотрудничества в сфере научных исследований по важным направлениям торговли / бизнеса, промышленности и инноваций в значительной степени недостаточен, принимая во внимание географическую близость России и приграничных регионов, наши тесные связи и добрососедские отношения и сам размер российской экономики. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz