Север и рынок. 2014, N 3.

значительные доходы еще в течение значительного времени без их замены или модернизации. На Северном бассейне в 2012 году в эксплуатации находилось 281 судно. Средний возраст - 27,4 года. Преобладали среднетоннажные морозильные траулеры для добычи донных валютоемких видов рыб: трески, пикши, окуней, палтусов, камбал и зубаток. Их численность - 166 ед. - составляла 79,2% от общего числа океанических судов в 2012 г. Они в основном осваивают общие с Норвегией запасы рыб, которые преимущественно в первично обработанном виде прямо с моря вывозятся на рынки западной Европы и в США. Вследствие худшего ассортимента экспортной продукции, в сравнении с Норвежским, Россия ежегодно теряет около 18% экспортной выручки [5]. Отряд крупных судов представлен супер-траулерами типа «Моонзунд» немецкой постройки (РТМК-С). Они модернизированы, могут добывать и перерабатывать за сутки 250-350 т гидробионтов. Вследствие недостатка сырьевых биологических ресурсов в Северной Атлантике, большую часть года осуществляют промысловую деятельность за ее пределами. В документах, определяющих рыболовную политику страны, много говорится о возобновлении промысла в открытых районах Мирового океана, но практических шагов не предпринимается. По нашему мнению, супер-траулеры типа «Моонзунд» при согласии их владельцев и определенных государственных преференциях, могли бы использоваться для этих целей. К большим судам отнесены Большие морозильные траулеры (БМРТ), в основном, западной постройки. Они добывают пелагические виды рыб в северной Атлантике (сельдь, мойву, путассу, скумбрию и др.), а также используются в зонах иностранных государств. В составе рыболовного флота Северного бассейна имеется лишь 1 морозильно- свежьевой сейнер-траулер с RSW-танками. Промысел многих видов рыб с помощью этих судов в районах, расположенных недалеко от портов базирования, в несколько раз производительнее других типов траулеров. Однако, для использования сейнер-траулеров требуются высокопроизводительные береговые мощности по выкачке уловов из RSW- танков и для переработки рыбы, чем не обладают порты Северного бассейна. Недостаток сейнер-траулеров в составе флота привел в 2010-2012 гг. к потере Россией ~50% выделенной квоты мойвы, вследствие ее недоосвоения. Этот же фактор является главным низкой производительности труда российских рыбаков по сравнению с норвежским рыболовством: по вылову в натуральном выражении в 3,67 раза, в стоимостном выражении - в 2,17 раза [6]. В соответствии с Американским Законом о рыболовстве 1998 г. - The American Fisheries Act 1998 (AFA) - 50% ОДУ минтая предназначается береговым предприятиям [7]. Как известно, в России также существует так называемый прибрежный промысел и для него выделяются, хотя и в значительно меньших масштабах, квоты основных объектов промысла. На Тихом океане - минтай, на северном бассейне - треска и пикша. В результате освоения прибрежных квот морозильными судами и перегрузок рыбопродукции на транспорта, прибрежный промысел в значительной мере утратил свое предназначение, заключающееся в снабжении рыбным сырьем береговых заводов, а населения - охлажденной рыбой. Он все в большей мере превращается в филиал промышленного рыболовства, мало способствует развитию береговой переработки и занятости населения. Для исправления положения необходимы замена морозильных траулеров на суда - ловцы и соответствующие изменения в законодательстве. Природные условия для функционирования прибрежного рыболовства и потребности в его развитии значительно дифференцированы на территории России. Давно назрела потребность в передаче управления им на региональный уровень, оставив в функции Федеральных властей только утверждение ОДУ для прибрежного промысла. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz