Север и рынок. 2014, N 3.

2. Бутусов О.Б., Мешалкин В.П., Сельский Б.Е. Метод определения интегрального индекса химических загрязнений окружающей среды от газовых выбросов химических и нефтехимических предприятий для экологического зонирования // Химическая промышленность. - 1998. - N 1. - с.44-51. 3. Бутусов О.Б., Мешалкин В.П. Новая модель доза-эффект динамики природных систем // Інтегровані технологіі та енергосбережения. Щоквартальный науково-практичный журнал (Украіна). - 2003. - N 3. - с.83-96. 4. Бутусов О.Б., Мешалкин В.П. Математическое моделирования загрязнения лесов выбросами металлургического комбината «Печенганикель» // Известия вузов: Химия и химические технологии. - 2004. - т.47. - Вып.9. - с.85-92. 5. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. / Под ред. Э.Ллойда, У.Ледермана, Ю.Н.Тюрина. - М.: Финансы и статистика, 1989. ОБНОВЛЕНИЕ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА - ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОРЕСУРСОВ Васильев А.М., д.э.н., проф., зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН, г.Мурманск Вопросы строительства и оптимизации промыслового потенциала флота по отношению к сырьевой базе становятся определяющими при осуществлении перспектив развития рыбохозяйственной деятельности на инновационной основе. Связано это с тем, что от количества и типового состава флота зависит экологичность и производительность промысла, ассортимент выпускаемой рыбопродукции, затраты на добычу и производство продукции и все остальные показатели функционирования флота. По состоянию на 01.01.2012 г. общее количество добывающих судов России составляло 1992 единицы, из них 63 - новые, в том числе 50 малых траулеров, построенных в России, и 472 судна - бывшие в эксплуатации в западных странах [1]. Средний возраст судов - 27,5 лет, что примерно соответствует возрасту флота в ЕС, Исландии и Норвегии. Различие в том, что траулеры названных стран в большинстве модернизированы, а российские - модернизированы частично, как по количеству, так и по качеству [2]. В настоящее время, можно утверждать, что скорейшее решение задачи обновления промыслового флота диктуется не только возрастом судов, но и необходимостью решения важнейших отраслевых и народнохозяйственных проблем - увеличения эффективности использования биоресурсов: повышения производительности промысла, снижения затрат (прежде всего по топливу) и увеличения производства рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью. В этих целях целесообразно использовать передовой опыт американского рыболовства на Тихом океане, а в Северной Атлантике - норвежский. Главный объект российского рыболовства в Дальневосточных морях, также как и американского - минтай. Вылов его в 2011-2012 гг. составлял 1,63-1,68 млн т, а основной промысловой организацией является Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), доля которой в общем объеме вылова составляла 76-78% [3]. Предприятия, входящие в Ассоциацию, имеют 141 добывающее судно. В их числе 85 крупнотоннажных судна, что составляет более 2/3 всей их численности на Тихом океане. Средний возраст больших судов - 27,6 года. В составе крупных судов наибольшую численность - 38 ед. - имеют БМРТ типа «Пулковский Меридиан», построенные в СССР. Остальные суда построены в ГДР, Польше, Японии и три наиболее совершенных траулера - в Испании, типа «Содружество». Среднетоннажные рыболовные суда представлены сейнер-траулерами и сейнерами, построенными в СССР, а также СРТМ, бывшими в эксплуатации в Германии, Норвегии, Дании [3]. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz