Север и рынок. 2014, N 3.
каолинитовые глины, редкие металлы), Ярегско-Водненский рудный узел (титан, редкие и редкоземельные металлы), Ижемский сланценосный район (горючие сланцы, фосфориты), Максаро-Пижемская площадь (Заостровское месторождение фосфатных бокситов, фосфориты, золото); Умбинско-Пижемский рудный узел (Пижемское титановое месторождение, золото, алмазы, редкие и редкоземельные металлы). - широтный отрезок Троицко-Печорск-Сосьва-Агириш (Соликамск-Ивдель-Полуночное). В зоне влияния этой дороги находятся: Ижемский сланценосный район, Южно-Тиманский бокситорудный район, Ярегско-Водненский рудный узел, Верхне-Печорский соленосный бассейн, Сюзъельская и Пожняельская площади, Ижемская, Черь-Вычегодская площади. - дорога Воркута-Усть-Кара. Дорога имеет важнейшее значение для освоения месторождений каменных углей Воркутинского, Хальмерьюского угленосных геолого промышленных районов, Коротаихинского и Карского угленосных районов, Новоземельско- Пайхойской флюоритоносной провинции, Пайпудынского рудного узла (фосфор, золото, полиметаллы, редкие металлы). Для населенных пунктов, по территории которых пройдут будущие транспортные магистрали, была выполнена оценка транспортной и инвестиционной инфраструктуры, которая оценивалась с позиций количества строительных компаний и объема производства строительных материалов, а также по плотности и протяженности дорожной сети. Дополнительно были рассмотрены среднедушевые показатели по производству и передаче электрической и тепловой энергии [4]. Для оценки степени освоения территории социально-экономические показатели рассматривались в динамике с 1990 по 2010 гг. В большинстве районов Республики Коми плотность автодорог довольно низкая - до 20 км на 1000 кв. км. Наименьшая дорожная плотность - в районе городов Инты, Воркуты и Вуктыла - до 5 км на 1000 кв.км. Слабое автомобильное сообщение в Усть-Цилемском, Троицко-Печорском районах, в районах Усинска и Печоры, где плотность дорожной сети не превышает 10 км на 1000 кв. км. За последние десять лет значительно сократились объемы ввода автодорог. Если в 2000 г. в целом по республике было введено в действие более 180 км автодорог с твердым покрытием, то в 2010 г. - только 5 км. С 2002 г. не ведется строительство дорог в Интинском, Воркутинском, Троицко-Печорском и Княжпогостском районах. Заметно отстают сельские районы республики от городских округов по душевому производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды. В большинстве районов, за исключением Княжпогостского и Удорского, этот показатель не превышает 6 тыс. руб. Транспортная сеть республики в последние годы практически не изменилась. В 2011 г. транспортную инфраструктуру представляли 1,7 тыс. км железнодорожных, 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей общего пользования, 3,8 тыс. км газопроводов, 0,8 тыс. км нефтепроводов, 6,8 тыс. км автодорог общего пользования, из которых 85% - дороги с твердым покрытием. В 2011 г. введены в действие 1,6 километра вторых железнодорожных путей, 0,1 километра магистральных нефтепроводов, 9,2 километра автомобильных дорог с твердым покрытием. По густоте железнодорожных путей и автомобильных дорог с твердым покрытием (общего пользования) республика находилась на одном из последних мест в России. Среди регионов Северо-Западного федерального округа наибольшей плотность железнодорожных путей была в Калининградской области (40,9 км). Меньше, чем по Республике Коми, этот показатель был только в Архангельской области (3 км). Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в республике изменяется от 2 км в Инте до 61 км в Усть-Вымском районе. По данному показателю в 2010 г. Республика Коми находилась на последнем месте среди регионов Северо-Западного федерального округа и на 69 месте в России. Проблема развития дорог и повышения их качества особенно характерна для сельской местности. В 2011 г. 38% всех сельских населенных пунктов Республики Коми не имели связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования. Очевидно, что низкая транспортная доступность в регионе сдерживает приток инвестиций и является одним из главных факторов стагнации в развитии горно-рудного сектора промышленного производства. Вместе с тем, именно освоение сырьевой базы твердых полезных ископаемых может послужить толчком к диверсификации экономики региона. Главными направлениями развития будущего горнодобывающего комплекса являются организация устойчивой работы предприятий на подготовленных к эксплуатации месторождениях, а также формирование комплекса новых производств. К их числу относятся 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz