Север и рынок. 2014, N 3.

загрязнений порядка 10000 т. Лабораторные исследования не проводились, так как при визуальном осмотре разливов нефтепродуктов и других загрязняющих веществ не обнаружено, растительный покров не деградирован и не нарушен. Основные загрязняющие вещества и их концентрации не определялись. Стоимость проведения комплекса работ по идентификации и картированию загрязнений, разработке технологий и закупке соответствующего оборудования, сбора, резки, прессованию металлолома, его погрузке и доставке, разборке зданий, сноса фундаментов, захоронению отходов, технической и биологической рекультивация нарушенных площадей по укрупненному расчету составила 1349 млн руб. Объем предотвращенного экологического ущерба рассчитанный по нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд для 9 зоны (введены с 01.12.1996 г., коэффициент-дефлятор 27,6, согласно письма Минрегиона РФ от 12.02.2013 №1951-ВТ/10) - 142,3 млн руб. Стоимость очистки 1 га данной территории и приведения ее в естественное состояние составила 24,5 млн руб., что меньше средней стоимости за счет меньших транспортных расходов, т.к. район работ расположен в прибрежной полосе. Таким образом, условная экономическая эффективность при выполнении природоохранных (реабилитационных) мероприятий составит 1206,7 млн руб. со знаком минус. Экологический эффект от реализации проекта - прекращение негативного воздействия накопленных загрязнений на окружающую среду уязвимых к техногенным воздействиям арктических экосистем арктической природной территории. Правила формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации предусматривают в качестве одного из критериев отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований из фонда, достижение положительного социального эффекта, связанного с реализацией проекта [4, с. 5]. Социальный эффект в специфических условиях арктической зоны не может быть измерен (в том числе и экспертным путем), т.к. ни повышения уровня занятости или уровня жизни населения (которого нет), ни другие показатели и критерии социальной эффективности здесь не проявляются. Возможны только качественные оценки. В расчетах не учтены вторичные экологические нарушение при выполнении природоохранных проектов. Появление, пусть и небольших, коллективов работающих неизбежно ведет к расширению зон негативного антропогенного воздействия, в частности распугивания животного мира, браконьерства, уничтожения чахлого растительного покрова и т.д. Так, колея от вездехода вследствие уязвимости почв к водной эрозии, деградации многолетней мерзлоты и неспособности их к естественному восстановлению, через несколько лет может превратиться в глубокую канаву (из-за желания строителей поохотиться). Существуют риски вынужденного сокращения объема затрат на природоохранные проекты при развертывании работ. В этом случае к уже накопленному ущербу прибавятся текущие ущербы при ликвидации работ. Литература 1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 30 2. Отчет о НИР «Проведение работ по оценке накопленного экологического ущерба в Арктической зоне Красноярского края и ЯНАО с обоснованием мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в регионе», ИЭ УрО РАН, Екатеринбург, 2013. 3. Отчет о выполнении природоохранных мероприятий по теме: «Разработка Программы и проекта производства работ по ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа», Минэкономразвития РФ - СОПС, М. 2011. 4. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации /Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 // Собрание законодательства РФ. 10 марта 2008 г. № 10 (2 ч.). 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz