Север и рынок. 2014, N 3.
территориях арктической зоны публикаций много. Нанесенный в прошлом экологический ущерб никаким образом не должен являться проблемой предприятий, которые намерены осуществлять различную предпринимательскую деятельность на загрязненных территориях. В настоящее время для реализации экологических проектов по ликвидации накопленных ущербов различного масштаба и длительности существует только один отработанный механизм инвестирования - федеральные целевые программы [1]. Целевые программы в области охраны окружающей среды принимаются как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Источники финансирования целевых экологических программ могут быть как за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Федерации, а также из внебюджетных источников. Государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках программ поддержки природоохранной деятельности на федеральном уровне, т.к. решение экологических проблем требует, в основном, очень больших затрат, которые для субъектов федерации или внебюджетных фондов невозможны. Также обоснованием для государственной поддержки природоохранного проекта обычно служит тот факт, что инвестиции в проект необходимы по социальным (экологическим) соображениям, а частные инвесторы не будут вкладывать в него свои средства. Субъекты федерации и внебюджетные фонды могут финансировать небольшие программы или принимать долевое участие в финансировании крупных программ. Финансирование предупредительных природоохранных проектов для новых предприятий осуществляется согласно подходов, изложенных в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (2000 г.). Характеризуя любой проект, можно отметить, что он включает в себя проблему, средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты. В зависимости от сути и сложности замысла и эффективности его реализации результаты работы по выполнению проекта могут быть самыми различными и классифицироваться по-разному. В природоохранном проекте конечными результатами могут быть прибыль или убыток (скорее всего), но обязательно должны быть изменения в окружающей природной среде (в сторону улучшения). Таким образом, общий результат процесса решения проблемы может быть определен как система целей, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения проекта, причем, важно чтобы были достигнуты экологические и социальные цели. Мотивация участников, т.е. государства, региональных и муниципальных органов, реализующих природоохранные проекты в арктической зоне, будет отличаться от мотивации участников, реализующего прибыльный проект - получения каких-либо экономических выгод не предполагается, убытки могут быть большими, но будет реализация обязательств социальной ответственности, а также надежда на поддержку таких проектов бизнесом. Точная информация о природных объектах и территориях, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, отсутствует, также не известен уровень их загрязнения. Всё это не позволяет провести оценку масштабов проблемы «экологического ущерба», накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, и препятствует адекватному и комплексному решению задач по ликвидации «экологического ущерба» в Российской Федерации. Узким местом является также отсутствие проработанных экологических проектов, даже при наличии финансирования. Эффективная подготовка проектов особенно важна при обращении за финансированием на природоохранные цели из международных источников. Инвестиционные проекты по ликвидации экологически опасных объектов прошлой хозяйственной деятельности и текущих загрязнений в арктических районах России включают в себя: - проведение работ по очистке загрязненной территории в районе бывших баз геологов и изыскателей, в брошенных деревнях, упраздненных поселках, недостроенных ж.д. станций, захламленных береговых полос, загрязненных водоохранных зон, бесхозных свалок и т.д., характеризующихся большой масштабностью загрязнений. На этих объектах находятся сгоревшие строения, десятки разрушенных зданий, брошенная транспортная и иная техника (военная, гражданская), цистерны и бочки из-под дизельного топлива, лом металлический, твердые бытовые отходы и много другого мусора; - проведение работ по очистке загрязненной территории на месте дислокации расформированных военных частей. Наряду с захламлением территории разрушенными техническими зданиями, казармами, металлоконструкциями имеются изделия (в основном радиоизотопные источники электроэнергии), представляющие опасность в плане радиоактивных загрязнений. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz