Север и рынок. 2014, N 3.

4. «Обеспечение реализации государственной программы» (создание системы управления реализацией государственной политики в сфере социально-экономического развития Арктической зоны РФ). Но, следует констатировать, что в федеральном бюджете на 2014 год и плановые 2015 и 2016 годы финансирование данной государственной программы не предусмотрено [4]. Литература 1. Lee D., Averous C.P., Land use and transportation: basic theorv // Environment and Planning, 1973. - №5(4). - С.491-502. - URL: http://www.envplan.com/abstract.cgi?id=a050491 2. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихте С.Б. География мирового хозяйства. Учебное пособие для вузов. - URL: http://add.coolreferat.com/docs/index-193.html?page=24. ... 3. Проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». - URL: http://www.minregion.ru/press office/news/3752.html.; 4. Арктика-Инфо. - URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/realizacia-gosprogrammi-razvitia- arktiki-v-blijaisie-godi-ne-planirvetsa ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОЙ КОНФРОНТАЦИИ В АРКТИКЕ* Щ еголькова А.А., к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Арктического НИЦ, Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск Смыслом третьего этапа Великого передела Арктики (это понятие введено в научный оборот сравнительно недавно в 2010 г. [4;5,с.83-100]) в отличие от двух предыдущих, которые характеризуются односторонними действиями приарктических государств по юридическому подтверждению суверенитета над арктическими пространствами (первый) и поиском оптимальной модели делимитации морских границ и зон национальной юрисдикции в рамках международного морского права (второй), позволяющей учитывать исторические права и особые обстоятельства при достижении справедливого решения территориальных (и акваториальных) споров, является противостояние за гарантированный доступ к арктическим коммуникациям и ресурсам, то есть за достижение состояния, которое Г. Гроций называл «обладанием морем». Это по существу экспансия, осуществляемая как мирными, так и силовыми средствами. Здесь же родился феномен так называемой «мягкой силы» или «мягкого могущества» (soft power) - способности добиваться желаемого от партнеров на основании доброй воли последних. Этот феномен был блестяще использован Норвегией при заключении с Россией Договора о разграничении морского пространства в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 15 сентября 2010 г. В результате разделения спорного района площадью в 175 тыс. км2 примерно поровну (по 87,5 тыс. км2) при стремлении сторон «не потерять лица» в «достижении справедливого решения» Норвегия на 11,7% увеличила площадь своих полярных владений (к концу XX века эти владения Норвегии составляли 746 тыс. км2), причем в зоне национальной юрисдикции Норвегии оказалось порядка 37% (510 тыс. км2) акватории Баренцева моря. В основе норвежской активности в спорном районе - все та же борьба за ресурсы, за углеводороды, за доступ к разработке Федынского газоконденсатного месторождения, потенциальные ресурсы которого достигают *Публикация подготовлена при поддержке РГНФ (проект «13-12-0051 и проект № 14-02-14003г) 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz