Север и рынок. 2014, N 3.
нерациональность существующих схем товародвижения), а реализация заявленных программных документов федерального и регионального уровней по транспортному освоению регионов Севера и Арктики регулярно откладывается. Вышеизложенное препятствует не только освоению самой зоны Арктики, но и других ресурсных регионов, так как любые экономические планы всегда будут «упираться» в инфраструктурные ограничения. Учитывая специфику арктических территорий, изобилующих труднорегулируемыми или фактически не поддающимися управлению факторами (суровый климат, мерзлота, заболоченность, удаленность районов освоения, повышенные эксплуатационные расходы), создание качественной транспортно-логистической системы требует здесь гораздо более сложной научно-обоснованной и прогнозно-аналитической проработки. Однако в освоении или дальнейшем развитии арктических территорий мы исходим из исключительной роли транспортной инфраструктуры, ее экстраординарной роли в развитии территориально хозяйственных систем. Кроме того, территориальную организацию транспорта как продукт длительной эволюции, обусловленный влиянием социально-экономических и естественно географических факторов, можно считать одним из показателей потенциальных возможностей территории [2]. Транспортные проекты являются опережающими, не имеющими явного спроса в настоящее время, но дающие колоссальный сдвиг в размещении производительных сил территорий. Однако их эффективность возможна лишь при комплексном хозяйственном освоении этих труднодоступных территорий. Наукой накоплен богатый методологический инструментарий транспортного освоения пространств, в том числе и экстремальных территорий, например Аляски и Канадского Севера. Обосновываются различные подходы к развитию транспортных систем, в основе которых лежат и либеральные взгляды, и государственный патронаж. Однако своеобразие не только климатических и географических характеристик, но и геополитических особенностей, подтверждают значительную роль государства в инфраструктурном освоение северных регионов развитых зарубежных стран. Практикой доказано, что первым этапом освоения являются широкомасштабные государственные программы исследования территорий и транспортного строительства, вторым - прямая финансовая помощь производственных структур. И только на третьем этапе активизировалось участие частного бизнеса. В нашей стране, благодаря инструментарию концепции территориально-промышленных комплексов (ТПК) были освоены в советское время значительные территории Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Сегодняшние стратегии по освоению Арктической зоны описывают разнообразные правовые, организационные, финансовые и информационные механизмы по развитию этих территорий. Однако анализируя ситуацию в транспортной сфере северо-арктических регионов России и изменения, произошедшие с момента образования нового государства, приходится, к сожалению, в большей степени свидетельствовать о негативных тенденциях, нежели достижениях. А ведь именно к сфере прямой ответственности государства относятся: сохранение единства транспортного пространства страны, обеспечение безопасности транспортного процесса, стратегическое развитие транспортной инфраструктуры, в том числе направленной на ликвидацию транспортной дискриминации населения, а также создание правовой базы транспортной деятельности и содействие в привлечении частных инвестиций. Следует также учитывать, арктическая зона России обладает рядом специфических особенностей, по сравнению с подобными районами зарубежных стран. Во-первых, в сравнении с другими циркумполярными странами Россия обладает самой протяженной береговой линией и самым широким шельфом в Арктическом бассейне. По экспертным оценкам, с учетом территорий на которые претендует Россия, здесь сосредоточена большая часть прогнозируемых нефтегазовых ресурсов. Так или иначе, все это территории экстремального освоения. Во-вторых, зона Российской Арктики значительно заселена (2,3 миллиона человек, что больше половины населения Арктики в целом, плотность населения - 0,63 человека на один квадратный километр) [3], а также располагает достаточно развитой промышленной инфраструктурой (электростанции, магистральные трубопроводы, транспортные объекты и др.) и 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz