Север и рынок. 2014, N 3.

Понятия «транспортная инфраструктура» и «транспортная система» прочно вошли в научный и практический оборот. «Транспортная система» отражает целостность процесса и определяется как комплекс объектов (одного или нескольких видов транспорта), предназначенных для выполнения перевозок и находящихся во взаимной зависимости и взаимодействии, обеспечивая устойчивое развитие и функционирование территории, а «транспортная инфраструктура» - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, обеспечивающих работу перевозочного процесса. Часто использование терминов в научной литературе не всегда однозначно, дискуссии по этому поводу носят междисциплинарный характер и требуют дальнейшего уточнения. В контексте данной работы будем опираться на традиционное (устоявшееся) понимание терминов. Наличие эффективной функциональной модели транспортной инфраструктуры является одним из важнейших ресурсов прогрессивного развития территории. По своей сути, фактически создавая полезное пространство, транспорт является не просто сферой экономической деятельности, а элементом территории, тесно связанным с конкретными природными и социально-экономическими условиями и оказывающим влияние на нее по следующим направлениям: - как производственный ресурс («поставщик доступа») [1]; - как стоимостной фактор (уровень транспортных издержек); - как фактор управления социально-экономическими процессами на территории (транспортная обеспеченность и доступность); - как фактор социально-экономического развития территории (пионерная роль транспорта, оказывающая эффект на дальнейшее размещение производительных сил территорий); - как мощный системообразующий фактор (способность транспортной инфраструктуры комплексно преобразовать территорию). Следует отметить, что эффект от ориентации на инфраструктуру транспорта во многих случаях превышает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в некоторых случаях для отраслей с ярко выраженной топливно-сырьевой ориентацией. Естественно, что концентрация производительных сил особенно ярко проявляется в регионах с развитой транспортной инфраструктурой. Не случайно наиболее динамичными являются староосвоенные районы. Особо это актуально для нашей страны, где четко выделяются экономически активные и неосвоенные районы с ресурсными резервами, существует проблема создания транспортной инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Таким образом, транспортная инфраструктура, играет системообразующую роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны. Территория нашей страны в транспортном отношении характеризуется существенным неравномерным развитием. Большая часть регионов Севера и Арктики России практически не обустроены в транспортном отношении и не имеют полноценных связей с транспортными магистралями, а также налаженных внутрирайонных коммуникаций. Северо-Восточная часть страны фактически «свободна» от основных транспортных коридоров. По-прежнему, характерной чертой зоны Севера и Арктики является ее огромный территориальный, сырьевой и транзитный потенциалы, с одной стороны и низкая транспортная освоенность, или вовсе отсутствие транспортных коммуникаций, с другой. При этом в староосвоенных регионах, где транспортная инфраструктура характеризуется как развитая, ее технические состояние и логистические возможности значительно отстают от современных требований и экономического потенциала регионов. В регионах со слабо развитыми транспортными коммуникациями застой в их развитии стал все более переходить в деградацию: это удручающее состояние арктических морских портов, отрицательная динамика густоты дорог (особенно железных), авиационной инфраструктуры (особенно малой авиации). В целом, оценка состояния и эффективности работы транспортного комплекса по основным показателям демонстрирует негативные тенденции (деградация материально-технической базы, 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz