Север и рынок. 2014, N 3.

реализации энергетических и инфраструктурных проектов, обеспечения судоходства по СМП, модернизировать корабельный флот и вкладывать средства в социально-экономическое развитие северных регионов страны. С другой стороны, Арктика - была и остается территорией стратегических интересов с точки зрения безопасности России, где расположены базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры и предприятия оборонной промышленности. Российская часть Арктики длительное время оставалась закрытой для доступа иностранцев. Привлечение иностранных компаний для участия в российских проектах повлечет за собой увеличение иностранного присутствия на Севере страны, а также повысит долю их участия в стратегических областях экономики государства. Россия должна решить непростую задачу - удержать баланс по соотношению экономических интересов и интересов безопасности страны - использую иностранные (французские) инвестиции и технологии, развивать отечественную конкурентоспособную промышленность для обеспечения своего достойного присутствия в Арктике. Литература 1. Лед тронулся//Коммерсант Власть. 2013. № 9 (1014). URL: http://www.kommersant.ru (дата обращения: 11.01.2014). 2. Нуукская Декларация 2011. URL: http://www.arctic-council.org (дата обращения: 25.12.2013). 3. Егоров, Ю. Международный полярный год: Морские полярные исследования в Арктике//Морской флот: Наука и новые технологии. 2007. № 2. С. 43 - 47. 4. Nicolas Sarkozv Speech at the 45th Munich Securitv Conference 2009. URL: https://www.securitvconference.de (дата обращения: 05.01.2014). 5. Address bv Philippe ZELLER, Ambassador of France to Canada, Januarv 2011.URL :http://gordonfoundation.ca (дата обращения: 11.01.2014). 6. Проекты Total в России. URL: http://www.cdu.ru (дата обращения: 10.01.2014). 7. Термокарстовое месторождение. URL: http://www.neftvaniki.ru (дата обращения: 11.01.2014). 8. Южно-Тамбейское месторождение (проект «Ямал СПГ»). URL: http://www.novatek.ru (дата обращения: 05.01.2014). 9. Штокмановское газоконденсатное месторождение. URL: http://www.shtokman.ru (дата обращения: 05.01.2014). 10. The Ilulissat Declaration, Mav 2008. URL: http://www.oceanlaw.org (дата обращения: 30.01.2014). 11. Николаев, А.Н., Дудыкина, И.П. Правовые вопросы сохранения и рационального управления морскими живыми ресурсами в центральной части Северного Ледовитого океана/А.Н. Вылежагин и др. Рабочая тетрадь: Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане. Материалы Межд. Науч. Симпоз. (Москва, 4 сент., 2012 г., РСМД). С. 56-73. 12. Willis, A. EU gets cold shoulder in the Arctic. URL: http://euobserver.com/ (дата обращения: 30.01.2014). ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Шпак А.В., к.э.н., доцент, зав. сектором Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦРАН, г Апатиты 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz