Север и рынок. 2014, N 3.

Помимо взаимовыгодных сфер для развития российско-французского сотрудничества в Арктике, существует ряд областей, где мнения и позиции стран кардинально расходятся. Одной из таких областей - вопрос будущего управления Арктикой. Видение и позиция России касательного вопросов регулирования хозяйственной деятельности в Арктике отражены в Илулиссатской декларации 2008. Согласно принятой пятью прибрежными арктическими государствами декларации: «в силу своего суверенитета, суверенных прав юрисдикции над значительными районами Северного Ледовитого океана пять прибрежных с..тран находятся в уникальном положении для реагирования на современные возможности в Северном Ледовитом океане и соответствующие вызовы» [10]. Зафиксировав принятой деклараций право пяти прибрежных стран решать вопросы будущего управления Арктикой, «Арктическая пятерка» тем не менее, подтвердила свою приверженность принципам международного право и их применения для управления пространствами Северного Ледовитого океана. Одним из примеров данного подхода к решению задач правового регулирования в Арктике является вопрос рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана. В связи с отсутствием правового регулирования рыболовной деятельности в центральной части Северного Ледовитого океана и открывающимися перспективами рыболовства в связи с таянием льдов, российскими учеными высказывается предложения о создании межправительственной региональной организации пятью арктическими государствами. Решение вопросов правового регулирования данной деятельности будет происходить в рамках «арктической восьмерки» в Арктическом Совете [11]. Вполне допустимо, что подобные предложения могут быть высказаны относительно установления правового регулирования добычи углеводородов за пределами 200 мильной зоны. Однако, весьма сомнительно, что подобный подход может найти одобрение со стороны неарктических стран. Уже сейчас Францией высказывается иная точка зрения на международно­ правовые основы деятельности в Арктике. Подтверждая свое уважение к суверенным правам и роли арктических стран в регионе, Францией одновременно высказывается мнение о необходимости более активного вовлечения неарктических стран в процесс разработки будущего правового режима для регулирования деятельности в Арктике. Активным сторонником и выразителем идеи вовлечения неарктических стран в процесс управления Арктикой является посол Франции по вопросам международных переговоров по Арктике Мишель Рокар. Его позиция основывается на положении о том, что данные государства уже активно присутствуют в Арктике в качестве инвесторов или операторов проектов, и их деятельность в регионе будет только возрастать [12]. Принятие вышеуказанной Нуукской декларации в 2011 г., которая жестко ограничила функции стран-наблюдателей в Арктическом Совете, повлекло за собой появление заявлений со стороны дипломатических должностных лиц Франции о пересмотре полномочий неарктических стран в АС [5]. На данный момент, ввиду отсутствия четких представлений о перспективах добычи углеводородов, использования СМП и существующими огромными финансовыми и экологическими рисками для экономической деятельности в регионе, неарктические страны пока занимают осторожную позицию относительно реализации своих интересов в Арктике. Безусловно, с появлением все больших перспектив получения прибыли от хозяйственной деятельности в регионе, возрастет интерес и участие неарктических государств к экономической деятельности и к решению вопросов правового регулирования деятельности в Арктике. Поэтому, для исключения конфликтов в будущем, уже сейчас восьми арктическим странам, включая Россию, нужно начать разрабатывать правовой режим регулирования любого рода вида деятельности в Арктическом регионе, который бы учитывал интересы все заинтересованных сторон. Рассматривая данный вопрос в контакте двухсторонних российско-французских отношений, стоит отметить, что позиция России в данном вопросе является неоднозначной. С одной стороны, стране необходимо привлекать иностранные инвестиции и технологии для 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz