Север и рынок. 2014, N 3.

США, России, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегия и Исландии), так и неарктических стран. В мае 2013 г. в состав Арктического Совета (АС) в статусе наблюдателя вошли Китай, Индия, Италия, Сингапур, Япония и Южная Корея. Вызванное повышенное внимание к Арктическому региону среди неарктических стран продиктовано, прежде всего, научными и экономическими интересами стран: открывающимися перспективами добычи углеводородов на шельфе арктических морей и возможностью навигации по Северному морскому пути (СМП). По оценкам геологической службы США, в Арктике, находится до «13 % еще неоткрытых мировых запасов нефти и до 30 % — газа» [1]. Кроме того, навигация по Северному морскому пути создает возможность для диверсификации торговых путей и уменьшения экономических издержек, так как сокращает время плавания по сравнению с южными морскими путями через Суэцкий канал. Поэтому, стремление неарктических стран вступить в АС основано на их желании участвовать в решении вопросов управления Арктикой, в частности касательно вопросов извлечения экономических преимуществ от разработки углеводородов, рыболовства и судоходства по СМП. Стоит подчеркнуть, что статус наблюдателей в АС значительно ограничен, в сравнении с ролью и функциями восьми арктических стран-основательниц. Рамки компетенции стран - наблюдателей были одобрены и зафиксированы в Нуукской декларации 2011 г. Одним из основных предъявляемых требований к странам - кандидатам, согласно декларации, является признание и уважение ими суверенитета и юрисдикции арктических государств. Кроме того, декларацией строго регулируется участие наблюдателей в работе АС и возможности финансирования арктических проектов. В частности, неарктические государства допускаются до участия в заседаниях рабочих групп, а также с согласия постоянных стран-членов приглашаются для участия во вспомогательных органах организации. Объем финансирования проектов неарктическими странами не должен превышать финансирование, поступающее от арктических стран, если иное не разрешено высшими должностными лицами арктических стран [2]. В дополнение, азиатские страны, прежде всего Китай, проводят политику, нацеленную на развитие двухсторонних отношений с арктическими странами, включая Скандинавские страны и Исландию. Однако среди арктических стран существует различные точки зрения относительно расширения состава участников АС и проявления интереса к Арктике со стороны неарктических стран. Если Скандинавские страны придерживаются более открытой позиции и поддерживали расширение состава стран-наблюдателей АС, то такие страны как Канада и Россия занимают более осторожную позицию, продиктованную экономическими интересами и вопросами обеспечения безопасности в регионе. Проявление интереса азиатских стран к Арктике, затрагивает также интересы стран-наблюдателей (Франции, Германии, Нидерландов, Польши, Испании и Великобритании), имеющих исторический опыт проведения исследований в районах Севера. В представленной работе изучено текущее состояние и перспективы развития российско- французского сотрудничества в Арктике. Акцент анализа сделан на поиск ответа на следующий вопрос: как развитие сотрудничества между Россией и Францией в Арктике повлияет на продвижение французских интересов в данном регионе? Несмотря на географическую удаленность от Арктики, Франция имеет исторический опыт и интерес в исследовании и изучении полярного региона. В 1613 г. к водам Шпицбергена из Франции была отправлена первая французская китобойная экспедиция. С 1838 - 1840 гг. в арктических водах работала арктическая экспедиция французского военного флота, результаты проведенных исследований принято считать первыми научными работами по океанографии в Арктике [3]. Французские научные исследования в Арктике получили международное признание благодаря французским исследователям: Шарлю Работу, Полю-Эмилю Виктору, Жану Корбелю и Жану-Луи Этьену. В 1963 г. Франция основала на Шпицбергене первую постоянно действующую исследовательскую станцию «Jean-Corbel». В 1990-х Франция выразила политический интерес к Арктическому региону, став страной-наблюдателем в Совете Баренцева/Евроарктического региона. В 2000 страна получила статус наблюдателя в АС. В 2009 г. президент Франции (2007- 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz