Север и рынок. 2014, N 3.

обеспечивают как суверенитет над конвенционными районами Мирового океана, так и целостность (неразрывность) экономического пространства. Баренцево море - это единственный реальный для России свободный выход в Мировой океан, Россия заинтересована в гарантиях реальной свободы такого выхода с позиций военной безопасности и обладания (контроля) над морскими коммуникациями и ресурсами в этом регионе. Смещение геополитического вектора России на северо-восток, утрата опорных позиций в сфере морской деятельности на Атлантическом региональном направлении национальной морской политики повышает военно­ стратегическое и геоэкономическое значение Арктики (особенно Европейской) в системе национальной безопасности. Значение акватории Баренцева моря особо возрастает в связи с высокопродуктивностью и полиресурсностью (морские биологические ресурсы акватории и энергетические ресурсы континентального шельфа), что предполагает становление системы рационального природопользования в этой акватории, а также в связи с наличием значимого геополитического фактора - расширения НАТО на восток. Поэтому национальные интересы России в этом регионе становятся стратегическими и во многом приоритетными, что требует фундаментального научного, экономического, технологического и т.п. обеспечения реализации национальных интересов во всех сферах морской деятельности. Национальные интересы России в Баренцевоморском регионе дифференцируются в соответствии по функциональным (морские перевозки, освоение морских биологических ресурсов, освоение морских минеральных и энергетических ресурсов, военно-морская деятельность, научное и кадровое обеспечение морской деятельности) и региональными (Арктическое, Атлантическое, Тихоокеанское, Каспийское и Южное) направлениям национальной морской политики, которые определены «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. Национальная морская политика в области морских перевозок заключается в реализации положений Концепции судоходной политики Российской Федерации, основными целями которой являются поддержание флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых и транзитных перевозок через территорию страны. На этом функциональном направлении формируется комплекс морских перевозок, включающий транспортный и пассажирский флот, а также прибрежно-портовую инфраструктуру. Задача состоит в том, что бы обеспечить рациональное природопользование в акватории и на шельфе, а также устойчивое функционирование морских транспортных коммуникаций в Баренцевом море (в том числе и как отправной точки Северного морского пути) как средства обеспечения территориальной целостности страны и единства экономического пространства России. То есть предполагается активное освоение континентального шельфа Баренцева моря и активизация деятельности на трассах СМП, причем увеличение грузооборота за счет перевозок судами под российским флагом должно быть непрерывным (от 6% в 2008-09 гг. до 40-45% согласно параметрам обеспечения национальной безопасности в сфере морских перевозок) [3,5]. Освоение морских биологических ресурсов Баренцева моря является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы России, обеспечения экономической и продовольственной независимости страны. Рыбное хозяйство играет значительную роль в продовольственном комплексе страны и является одним из источников занятости населения в большинстве приморских регионов. В ближайшей перспективе основную часть рыбного сырья будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации. В этом контексте главным становится рациональная организация системы рыбного хозяйства, в том числе становление экономически эффективного воспроизводства морских биологических ресурсов, оптимизация промысла в ИЭЗ РФ, усиление государственного контроля над выловом рыбы и рациональным использованием рыбопромыслового флота, в том числе через систему мониторинга, основанного на современных средствах связи, наблюдения и обработки информации; оптимизация управления промысловым флотом на основе эффективного прогнозирования пространственного и временного распределения 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz