Север и рынок. 2014, N 2.

Первым шагом маркетинга территории, как утверждают Р.В.Бабун, З.З.Муллагалаева, является создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений [9, с. 74]. Наиболее эффективным инструментом на практике в данном случае является инвестиционный паспорт муниципального образования, представляющий собой комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов. В исследуемых городах инвестиционные паспорта муниципальных образований разработаны и находятся в открытом доступе на официальных сайтах правительств субъекта РФ и городских администраций в 9 городских округах: Апатиты, Мончегорск, Кировск, Костомукша, Губкинский, Урай, Воркута, Нягань и Корсаков. В трех городах инвестиционные паспорта находятся в стадии разработки (Коряжма, Котлас и Мегион). В остальных 11 городских округах инвестиционные паспорта либо не разработаны, либо нет доступной информации об их разработке. Ввиду того, что в инвестиционном паспорте отображается большой объем информации (параметры социально-экономического развития муниципалитета; прогнозные характеристики; инвестиционная инфраструктура; результаты SWOT-анализа выбранных областей и субъектов инвестирования; оценка затрат и ожидаемых результатов; нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс), которую необходимо регулярно обновлять, основной характер проблем заключается в недостатке необходимой статистической информации о состоянии экономики муниципального образования, кадровых и финансовых ограничениях муниципальных образований по разработке и обновлению такого рода документов. В Котласе Архангельской обл. действует долгосрочная целевая программа «Маркетинг МО «Котлас» на 2012-2015 годы», одной из важнейших задач которой является привлечение инвестиций и развитие муниципально-частного партнерства [11]. Для потенциальных инвесторов предполагается создание максимально комфортного инвестиционного климата для реализации проектов и соответствующей инфраструктуры путем решения основных мероприятий по развитию муниципально-частного партнерства, указанных в программе. Как отмечается в документе, важным моментом для максимального притока инвестиционных ресурсов в экономику МО «Котлас» является процесс совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной политики, создания информационно-инвестиционной базы, привлечения капитальных вложений федеральных, региональных, муниципальных целевых программ и иных источников финансирования. Ожидаемым конечным результатом реализации программы в вопросах привлечения инвестиций и развития муниципально-частного партнерства в МО Котлас является «повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение возможности выбора более перспективных для МО «Котлас» инвестиционных проектов для совершенствования структуры экономики и увеличения рабочих мест». В рамках маркетингового подхода, как отмечает Е.ФДелшцева, одним из направлений привлечения инвесторов на территорию муниципального образования могут стать объекты незавершенного строительства [12]. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования Другое возможное направление - высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. В этом случае муниципальной власти необходим четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам. В данных вопросах во многих муниципальных образованиях отмечается ряд проблем юридического и технического характера из-за не оформленных в надлежащем порядке документов по передаче имущества в муниципальную собственность. Как отмечается в отчете администрации г.Нягань, в связи с тем, что большая часть объектов недвижимого имущества, принятых в муниципальную собственность в период до 2000 г., передавалась без технической документации и надлежащего оформления документов по передаче, в настоящее время доля объектов недвижимости, по которым технические паспорта и право собственности, на которые зарегистрировано в установленном порядке, остается низкой [13]. В частности, это относится к объектам инженерной инфраструктуры - инженерные сети, дороги общего пользования. Данный факт является основной причиной того, что на данный момент доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности в г.Нягань составляет 24.6% от общего количества объектов недвижимости в составе муниципальной собственности, а доля объектов недвижимости, прошедших техническую инвентаризацию, составляет 57.8% от общего количества объектов, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности. Работы по паспортизации и государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, в том числе путем признания права муниципальной собственности в судебном порядке и постановке объектов на учет как бесхозяйных, ведутся во многих городских округах (например, Усинск) [14]. В Ухте (Республика Коми), администрация которой использует различные информационных системы, регистры и базы данных по учету и использованию муниципальной собственности, на процесс технической инвентаризации объектов муниципальной собственности в 2011 г. было затрачено 196 тыс. руб. из средств местного бюджета. При этом работа по регистрации права муниципальной собственности продолжается и является одним 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz