Север и рынок. 2014, N 2.
Особенностью муниципальных образований Севера и Арктики является тот факт, что большое количество городов Севера относятся к монопрофильным и их социально-экономическое развитие во многом зависит от градообразующих предприятий. Из 342 моногородов России, согласно утвержденному списку, в северных регионах находится 59. Доля этих городов в общем количестве по Российской Федерации составляет около 20%. а их доля в общем количестве поселений Севера в 1.8 раза превышает среднероссийский уровень. Из рассматриваемых 23 городских округов с численностью населения от 20 до 100 тыс. чел., расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с последней редакцией Перечня моногородов от 26 июля 2013 г. [9], монопрофильными являются 13 городов. Согласно рекомендациям Минрегионразвития по формированию системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований, моногородам необходимо сформировать системы документов стратегического планирования, которые помимо стратегического плана развития должны включать комплексный инвестиционный план (КИП). При этом дтя моногородов принципиально важной является увязка стратегии долгосрочного развития с утвержденным или разрабатываемым КИПом. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что КИП фактически является механизмом реализации стратегии развития и служит планом мероприятий на среднесрочную перспективу по достижению стратегических приоритетов, обеспечивает реализацию приоритетных отраслевых направлений развития и инвестиционных проектов. Однако, несмотря на то, что рекомендации не носят нормативно-правового характера и не являются обязательными дтя исполнения, а разработаны в целях дополнительного методологического содействия и имеют разъяснительный характер, наличие КИП, по сути, является обязательным условием дтя участия моногородов в реализации пилотных инвестиционных проектов и государственных программ развития. В рамках реализации государственной программы поддержки моногородов до 2015 г. были согласованы 50 ключевых инвестиционных проектов в моногородах, на реализацию которых в 2010 г. было выделено более 27 млрд руб., а в 2011 г. было предусмотрено более 100 млрд руб. Основным критерием участия в данной программе и получения федеральных средств является наличие реалистичного и обоснованного инвестиционного плана долгосрочного развития территории [9]. На основе разработанных КИПов производится их отбор для последующей выработки предложений по реализации инвестиционных проектов моногородов и снижению инфраструктурных ограничений для их реализации. Так, Северодвинску Архангельской обл. в 2010 г. были перечислены 274 млн руб. на ремонт автотрассы и еще 40 млн в рамках программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. В 2011 г. сумма государственной помощи Северодвинску составила порядка 1млрд руб. [9]. Таким образом, все моногорода обязаны были разработать и принять комплексный план инвестиционного развития на долгосрочную перспективу как основной механизм реализации стратегического развития. В рассматриваемых городах, которые отнесены к монопрофильным, КИПы как отдельные стратегические документы на данный момент приняты в Коряжме, Новодвинске (Архангельская обл.), Кировске, Мончегорске (Мурманская обл.), Губкинском, Муравленко (Ямало-Ненецкий АО), Инге, Воркуте (Республика Коми). В остальных моногородах Костомукше (Республика Карелия), Мегионе, Нягани, Лангепасе, Урае и Радужном (Ханты-Мансийский АО) не имеется КИП как отдельного стратегического документа либо нет доступной информации об их разработке и принятии, а инвестиционное развитие рассмотрено в рамках стратегий и комплексных планов социально-экономического развития муниципалитетов. Несмотря на то, что большинство администраций моногородов обеспечили разработку КИПов и, следовательно, выполнили одно из главных условий для получения государственной поддержки, из 50 моногородов, которым были выделены средства из федерального бюджета в 2010 и 2011 гг., лишь три северных монопрофильных поселения получили такую финансовую поддержку - Ковдор, Ревда (Мурманская обл.) и уже упомянутый Северодвинск (Архангельская обл.). Из рассматриваемых городских округов Крайнего Севера в этот список не вошел ни один. В остальных рассматриваемых городских округах, не отнесенных к моногородам, только в г.Апатиты Мурманской обл. помимо стратегии развития принято постановление администрации города о начале разработки комплексного инвестиционного плана в срок до 1 августа 2013 г. В стратегиях развития Охинского, Котласа, Усинска, Ухты, Пыть-Яха как подразделы имеются программы инвестиционного развития, в Лабытнанги стратегия развития разработана, но еще не принята, а не имеют стратегических документов и только приступают к их разработке Холмск, Корсаков (Сахалинская обл.). Таким образом, при разработке документов стратегического планирования местные власти сталкиваются со множеством проблем, решение большинства из которых мало от них зависит: недостаток собственных источников финансирования, слабость нормативно-правового, информационного и кадрового обеспечения; отсутствие надтежащей методической базы стратегического планирования и управления развитием муниципалитетов. Еще одним актуальным направлением инвестиционной политики муниципалитета и привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития является маркетинг территории, который представляет собой формирование и улучшение имиджа муниципального образования в глазах потенциальных инвесторов. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz