Север и рынок. 2014, N 2.

Одним из важнейших условий развития инвестиционной деятельности и привлечения инвесторов в экономику как региона, так и муниципальных образований, расположенных на его территории, является наличие доступной информации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности. Из 13 регионов, полностью отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в пяти субъектах РФ (Ханты-Мансийский АО, Камчатский край, Республики Саха (Якутия) и Карелия, Архангельская обл.) созданы инвестиционные порталы, на которых представлена вся необходимая информация об инвестиционной политике, нормативных актах в области инвестиционной деятельности, ее поддержке, национальных и региональных приоритетных направлениях развития, реализованных и реализуемых инвестиционных проектах. В Сахалинской обл. создан сайт Министерства инвестиций и внешних связей. В Мурманской обл., Республике Коми, Республике Тыва на официальных сайтах правительств субъектов РФ информация об инвестиционной деятельности вынесена в отдельный блок, где также представлена в полном объеме. В Ямало-Ненецком, Ненецком, Чукотском автономных округах и Магаданской обл. поиск информации об инвестиционной деятельности затруднен ввиду того, что эта информация не выделена в отдельный блок. Помимо информационной поддержки на уровне региона для развития частно-муниципального партнерства необходимо создание условий для привлечения предприятий, ориентированных на местную экономику, для развития и поддержки предпринимательской деятельности, которые определяются нормативно-правовыми документами регионального и местного значения. К основным формам поддержки относятся: льготное налогообложение, отсрочка по уплате или сокращение арендной платы за пользование земельными участками, за использование муниципальной и государственной собственности, возвращение затрат арендатора на проведение капитального ремонта арендуемого имущества и др. Нормативно-правовая база муниципалитета определяет основные принципы и формы имущественного и финансового участия городского округа в муниципально-частном партнерстве, формы муниципальной поддержки развития муниципально-частного партнерства, а также условия участия и гарантии, предоставляемые инвесторам. В настоящее время все большее количество муниципальных образований в России принимают положения о муниципально-частном партнерстве. Крупные города уже относительно давно используют данный механизм взаимодействия, который подкреплен законодательно на местном уровне: Санкт-Петербург, Москва, Уфа, Казань, Махачкала, Набережные Челны (2008), Чита, Иркутск (2010), Ставрополь (2013) и др. В малых и средних городах также начинает развиваться механизм частно-муниципального партнерства, где приняты соответствующие положения: Улан-Удэ (2007), г.Черемхово Иркутской обл. (2009), ВичугаИвановской обл. (2010) и др. [3]. В исследуемых 23 городских округах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, положения о муниципально-частном партнерстве приняты только в четырех - Инге, Усинске, Воркуте (Республика Коми) в 2011 г. и Мегионе (Ханты-Мансийский АО) в 2012 г. Причем в Республике Коми данные положения приняты все в одно время, носят формальный характер, являются абсолютно однотипными и не отражают специфики развития конкретного городского округа. Еще одним важным условием привлечения инвестиций и развития муниципально-частного партнерства является наличие стратегических документов, задающих ориентиры и основные направления развития территории для потенциальных инвесторов. Анализ применения системы стратегического управления в муниципальных образованиях Севера и Арктики основывался на результатах исследования практики применения инструментов стратегического управления в муниципальных образованиях Севера России, выполнявшегося в рамках НИР в ИЭП КНЦ РАН в 2010-2013 гг. Был выявлен ряд проблем, связанных как с разработкой, так и с реализацией стратегических планов развития муниципальных образований Севера России [6-8]. Во-первых, это недостаточная открытость и полнота информации по принятым стратегическим документам. В большинстве случаев поиск информации по стратегическим документам на официальных сайтах администраций муниципалитетов был затруднен, и лишь в единичных случаях они были размещены на главных страницах официальных сайтов, что в полной мере обеспечивало их публичность. Во-вторых, во многих городах разработка стратегических документов инициировалась местными властями или в случае прямого указания региональных властей. Так, например, в муниципалитетах Республики Коми положения о муниципально-частном партнерстве, как и все стратегические документы, имеют одинаковое название («Концепция социально-экономического развития муниципального образования... на период до 2020 года») и приняты в 2009-2012 гг. В-третьих, это неоднородный характер содержания, качества и полноты самих стратегических документов из-за отсутствия опыта сотрудников администраций, слабой информационной базы и недостатка необходимых статистических показателей, а также нехватки бюджетных средств на привлечение высококвалифицированных специалистов к разработке стратегий. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz