Север и рынок. 2014, N 2.
Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций, что является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию в связи с тем, что инвестиции, кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета и развитие социальной инфраструктуры. В настоящее время главным фактором, препятствующим осуществлению инвестиционной политики в северных муниципальных образованиях, является недостаток собственных бюджетных средств, высокая дотационность местных бюджетов [1, с. 18-22], что существенно ограничивает возможности муниципальных органов власти по формированию и реализации социально-экономической политики, в том числе инвестиционной, а также обусловливает зависимость муниципальных образований от государственных органов власти. К тому же большинство проблем местного самоуправления по обновлению инженерной инфраструктуры, функционированию жилищно-коммунального хозяйства, развитию территории не может быть решено только за счет бюджетов соответствующих уровней. Ввиду этого особую актуальность приобретают привлечение инвестиций на территорию муниципального образования и взаимодействие органов власти и частного сектора для решения социально-экономических задач развития муниципального образования. Для этих целей органами власти применяется механизм муниципально-частного партнерства, которое является одной из форм государственно-частного партнерства и представляет собой взаимовыгодное сотрудничество между городом и бизнесом при реализации инвестиционных проектов в социально-экономической сфере. ИФ.Зиннуров, И.А.Ситнова считают муниципально-частное партнерство наиболее перспективной формой активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного бизнеса на муниципальном уровне и определяют его как «объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территории, развитие инженерной и социальной инфрастр\тст\ры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной запппы и тд.)» [2, с. 20-23]. Возникновение такого вида партнерства связано, с одной стороны, с тем, что муниципальные власти не в состоянии осуществлять крупные проекты из-за недостатка бюджетных средств, а с другой стороны, на современном этапе бизнес не может развиваться без участия в жизни города и заинтересован в создании и расширении социальной инфраетрукт\ ры на его территории. Участие в муниципально-частных партнерствах может осуществляться в транспортной инфраструктуре; системе коммунального хозяйства, объектах энергоснабжения и телекоммуникаций, объектах здравоохранения, образования, а также в туристических и спортивных объектах [3]. Мировыми лидерами в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства признаны США, Великобритания, Франция и Германия. В зарубежной практике привлечение частных инвестиций в развитие муниципалитетов имеет очень широкий спектр и используется практически во всех социально значимых областях. Например, в США кооперация властей и частного бизнеса особенно широко распространена именно на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и тд.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23 видов деятельности [4,5]. В Российской Федерации наибольшее число подобного рода проектов на муниципальном уровне реализуется в сфере ЖКХ, инженерной и транспортной инфраструктуре, типичными примерами которых являются: передача муниципального жилищного фонда на обслуживание коммерческой фирме; создание управляющих компаний; обеспечение жилого сектора теплом и горячей водой; строительство автодорог, гостиниц; реконструкция городских территории. В ходе изучения теории был выявлен ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на привлечение инвестиций и развитие муниципально-частного партнерства (рис.). Факторы, способствующие развитию муниципально-частного партнерства 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz