Север и рынок. 2014, N 2.

кризису [10]. Регионам, в структуре которых имеются моногорода, необходимо уже сейчас реализовать программу реструктуризации экономики, находя новые экономические и производственные ниши. При «открытых дверях», а это - один из главных принципов ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения [2,11]. В наибольшей степени новая экономическая реальность затронет сельхозпроизводителей. Приведем пример только для одного продукта - сырого молока. После вступления в ВТО в силу ряда причин цены на молоко выросли на 25% по сравнению с прошлым годом. А.Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока, прогнозирует, что вскоре они вырастут еще на 10%. И таким образом уступят в ценовой конкуренции продукции из Белоруссии, Литвы и других сіран-экспортеров. Сырое молоко является основой для производства множества продуктов: удорожание сырья неизбежно приведет к удорожанию молочной продукции. Вследствие этого она не сможет конкурировать с импортной продукцией. Таким образом, вслед за молоком происходит цепная реакция вытеснения целого комплекса российских продуктов: йогуртов, сметаны, мороженого, творожных сырков и т.п. Но, как считает А.Даниленко, самое страшное, что после вступления в ВТО в разы снизились пошлины на пальмовое масло. Произошел резкий рост импорта. В результате пальмовое масло вытеснило с рынка молочные жиры и резко вырос объем фальсифицированной молочной продукции [12]. В то же время пошлины и квоты других стран мешают экспорту 74 российских товаров. Необходимо отметить, что кое-какие успехи у Минэкономразвития в торговых спорах есть. В прошлом году министерство смягчило 156 барьеров, в этом - 5 [7]. Минпромторг в настоящее время создает специальный информационно-консалтинговый центр, который поможет отечественному бизнесу ориентироваться в правилах ВТО. Центр будет аккумулировать информацию о барьерах и ограничениях, действующих в других странах ВТО, и оказывать консультации для бизнеса, давать разъяснения по поводу того, какие инструменты могут быть использованы для защиты своих интересов. Еще одной из задач Центра станет привлечение представителей разных отраслей к совместной работе по совершенствованию действующих норм во внешней торговле. Во время переходного периода (до 2018 г.) российские компании могут получить от государства «защитные» субсидии как для экспорта, так и для развития своего производства внутри России. Поддержка государства в виде субсидий в этом году составила 23 млрд руб. Ею уже воспользовалось 2.5 тыс. предприятий [7]. Однако общая таможенная статистика не в пользу России. Экспорт из страны снижается, импорт- растет. Подводя итоги, подчеркнем, для того чтобы сохранить экономическую, а в перспективе и политическую самостоятельность, в России должна произойти очередная реструктуризация отечественного рынка, которая обеспечит конкурентоспособность российским товарам, прежде всего на внутреннем рынке. И здесь без действенной помощи государства российским промышленникам не обойтись. Литература 1. Селин B.C. Экономический кризис и устойчивое развитие северных территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 1, № 27. - С. 20-25. 2. Скуфьина Т. Оценка потерь и достижений экономики и социальной сферы субъектов Севера Российской Федерации за годы экономических реформ (на примере Мурманской области): постановка проблемы // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2012. - № 1. - С. 71. 3. Самарина В.П. Внешнеэкономическая деятельность России на рынке черных металлов // Экономика в промышленности. - 2012. - № 2. - С. 9-13. 4. Самарина В.П. «Плюсы» и «минусы» вступления России во Всемирную торговую организацию для черной металлургии // Экономика в промышленности. - 2012. - № 3. - С. 23-26. 5. Условия и риски присоединения России к ВТО: аналит. докл. подготовлен Международным общественным фондом «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна). - URL: http://www.sovet.msk.ru/view/9625 6. Сайт Всемирной торговой организации. - URL: http://www.wto.org/ 7. Сайт Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. - URL: http://www.komitet2-7.km.duma.gov.ru/ 8. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/main+ 9. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru. 10.Самарина В.П. Социально-экономические факторы размещения населения зоны Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2007. - Т.2, № 18. - С. 150-160. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz