Север и рынок. 2014, N 2.
Значительные средства компания инвестировала в ремонт и оснащение образовательных учреждений в регионах своего присутствия, она также финансирует строительство жилья и покупку квартир для работников социальной сферы. Компания поддерживает волонтерские программы как один из инструментов продвижения принципа социальной ответственности в коллективе, укрепления корпоративной культуры, повышения мотивации и креативности. Все социальные программы, реализуемые ею в регионах, проходят обсуждение и согласование с администрациями и населением, что позволяет учитывать потребности местных сообществ, выявлять наиболее успешные наработанные социальные практики и транслировать их на другие территории. Присутствие «Газпром нефти» на территориях, где проживают коренные малочисленные народы Севера, накладывает на нее дополнительные обязательства в социальной и экологической сферах, ставя перед необходимостью находить баланс между расширением промышленного производства и сохранением территорий для традиционного образа жизни народов Севера. При планировании своей деятельности компания предусматривает и обсуждает с представителями коренных малочисленных народов Севера механизмы минимизации последствий промышленного воздействия на их традиционный образ жизни (например, маршрут прокладки нефтепровода строительство специальных переходов для оленей и пр.). Программы их поддержки, в которых участвует компания, разработаны с учетом культурных особенностей КМНС, направлены на обеспечение их интеграции в современный экономический и социальный ландшафт при сохранении культурной самобытности и традиционного хозяйствования. Компания оказывает помощь семейным общинам в приобретении снегогоходов, горюче-смазочных материалов, стройматериалов, дизельных энергогенераторов, перевозке детей вертолетным транспортом со стойбищ в школы, поддерживает проведение традиционных праздников КМНС - Дня оленевода, Дня рыбака и тд., которые проходят в поселках Халясовей и Русскинский. В национальном поселке Кутопьюган компания финансирует строительстве сельского культурного центра. ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром нефть», а также их филиалы и дочерние компании вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие арктических регионов как крупные налогоплательщики и работодатели, партнеры органов власти и локальных сообществ. Большое значение арктических компаний заключается в том, что они являются полноценными участниками социальной политики на территориях своего присутствия и расценивают свои вложения как социальные инвестиции, направленные на развитие человеческого капитала и поддержание благоприятного социального климата в этих регионах. Компании осознают, что вопросы, связанные с добычей природных ресурсов, природопользованием, экологией, проблемами поселений и, главное, населением, необходимо рассматривать комплексно и системно, добиваясь сохранения/достижения баланса интересов всех участников. Реализация компаниями модели трехстороннего сотрудничества бизнеса, власти и общества направлена на формирование бесконфликтной среды для развития регионов, муниципалитетов, населения и предприятий нефтегазовых комплексов, то есть создает условия для взаимовыгодного социально-экономического партнерства, которое является единственной формой сосуществования всех акторов на арктических территориях. Благодаря реализации социально-экономических проектов компаний на арктических территориях развивается экономическая, транспортная и социальная инфраструктура, формируются новые пространственные ареалы и точки развития (города поселки и др.), новая системарасселения, развивается гражданское общество. В целях дальнейшего развития партнерства государства, бизнеса и общества и улучшения социальной среды на арктических территориях необходимым является: • разработка продуманной, ориентированной на долговременную перспективу, концепции/стратегии, в рамках которой цели бизнеса тесно увязываются с жизненными интересами ее сотрудников, клиентов, территории и общества в целом. Представляется, что концепция/стратегия должна быть предложена на уровне долгосрочной государственной политики, развита в ее региональных программах и воспринята самими корпорациями как соответствующая их интересам; • распространение соответствующих «лучших практик» среди компаний, действующих в Арктике на основе системного характера развития корпоративной социальной деятельности как инновационной; • институционализация взаимоотношений предпринимательских структур, гражданского общества и органов власти через создание специальных институтов (Общественной палаты, лоббирующих структур, саморегулируемых организаций предпринимателей, общественных организаций, профсоюзов и др.); • содействие росту образовательного уровня населения и рыночной образованности предпринимательства; • формирование правовой базы, то есть принятие ряда федеральных законов, в том числе «О социальной ответственности или социальном партнерстве бизнеса в Российской Федерации», «О минимальных государственных социальных стандартах». Существующее законодательство по этим проблемам явно недостаточно для обеспечения дальнейшего развития корпоративной социальной ответственности и социального партнерства. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz