Север и рынок. 2014, N 2.

По данным 2012 г., по уровню доходов численность среднего класса в Мурманской обл. формируют работники, занятые в тех видах деятельности регионального территориально-производственного комплекса, в которых наблюдается высокий уровень заработной платы: производство, передача и распределение электроэнергии (71740 руб/чел.); финансовая деятельность (60000 руб/чел.): рыболовство и рыбоводство (56580 руб/чел.): научные исследования и разработки (55710 руб/чел.); государственное управление (52370 руб/чел.): деятельность морского (52370 руб/чел.) и железнодорожного (48040 руб/чел.) транспорта; добыча полезных ископаемых (47600 руб/чел.) [6]. Для обоснования эффективных методов управления устойчивым развитием региона необходима их классификация по степени устойчивости экономического развития. Исходя из авторского определения устойчивого регионального развития и системы предложенных критериев оценки, выделим следующие типы регионов (табл.З). Таблица 3 Типы регионов по доле среднего класса Бшее60% 1 0г45до60% 1 От25 до45% 1 Ог 10до25% 1 Менее 10% Регионыс абсолютно устойчивымэконо­ мическимразвитием Регионыс устойчивым экономическимразвитием Регионыс условно устойчивымэконо­ мическимразвитием Регионыснеустойчивым экономическимразвитием Регионыскатастрофическим неустойчивымэкономическим развитием Регионы с абсолютно устойчивым экономическим развитием характеризуются максимально эффективной системой регионального функционирования, высокой эластичностью параметров региональной системы на положительное регулирующее воздействие, высокой степенью конкурентоспособности региона, развитой системой социальных институтов. В России нет регионов с такой долей среднего класса. Регионы с устойчивым экономическим развитием характеризуются значительной долей среднего класса (45-60%), что обеспечивает высокую степень реагирования на стимуляторы экономической активности. Региональную систему характеризует развитая социальной сфера, довольно высокий инновационный уровень, способность противодействовать внешним негативным факторам. Среди регионов России этим требованиям более остальных соответствуют Краснодарский край, Ростовская обл., Ставропольский край. Регионы с условно устойчивым экономическим развитием характеризуются таким состоянием региональной системы, при которой она слабо реагирует на факторное воздействие, в том числе и положительное. Такие регионы имеют недостаточно развитую социальную сферу, отличаются невысокими темпами хозяйственной активности и низкой инновационной восприимчивостью. К таким регионам относится Мурманская обл., имеющая богатую научно-исследовательскую базу, но не интегрированную в региональную инновационную систему. Регионы с неустойчивым экономическим развитием характеризуются низкой интенсивностью хозяйственной деятельности, слабым научно-техническим потенциалом, плохо развитой социальной сферой, нередко - значительными криминальными и экологическими проблемами. В результате чрезмерной поляризации общества любое внешнее воздействие на регионы с катастрофически неустойчивым экономическим развитием приводит к существенным качественным модификациям, вплоть до изменения самой системы. Для увеличения доли среднего класса и обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов можно предложить следующие основные направления государственной региональной и макроэкономической политики: • сглаживание социальной дифференциации населения путем реализации таких методов, как выплата социальных трансфертов, введение прогрессивного налогообложения на оплату труда, ликвидация «золотых парашютов»; • создание инновациионной инфраструктуры в каждом регионе; • активная борьба с коррупцией и утечкой капиталов за рубеж; • изъятие рентных доходов у владельцев предприятий по добыче природных ресурсов; • развитие социальной сферы посредством использования государственных мер; • снижение общего уровня безработицы и повышение социальных гарантий; • сохранение (поддержание) пропорций заработной платы и производительности труда путем регулирующих коэффициентов (при повышении показателей выработки не корректировать нормативы производительности, а осуществлять выплату премиальных); • привлечение инвестиций в человеческий капитал; • государственная поддержка малого и среднего бизнеса. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz