Север и рынок. 2014, N 2.
Мы исходим из понятия среднего класса как части общества, которая по статусным позициям занимает срединное положение между высшими и низшими классами и играет ключевую роль в экономической, социальной и политической стабильности. Принадлежность к этому классу подразумевает высшее образование, работу в перспективных высокотехнологичных сферах, адекватную зарплату и активную жизненную позицию. Изучив и обобщив научные подходы к определению той части общества, которую можно отнести к среднему классу, выделим следующие характеристики: 1) ежемесячный доход на человека, превышающий в 3-4 раза прожиточный минимум; 2) наличие отдельной квартиры на семью; 3) не менее 1 легкового автомобиля на семью; 4) не менее одного законченного высшего образования; 5) идентификация себя в качестве представителя среднего класса. Следует отметить, что в статистике нет группировки населения по выделенным критериям отнесения к среднему классу, поэтому численность среднего класса приближенно может определяться по уровню доходов. Тем более, что другие выделенные критерии - автомобиль, квартира и высшее образование относятся к нормальным благам, эластичность спроса по доходу на них - высокая (кривые Энгеля), т.е. они зависят от доходов. Самоидентификация в наибольшей степени зависит от наличия благ, а, следовательно, также связана с материальным положением. Поэтому доход может быть рассмотрен как основной критерий принадлежности к среднему классу. Хотя здесь могут быть расхождения. Например, значительная часть преподавателей, врачей не обладает достаточным уровнем доходов, хотя чаще всего имеет в собственности недвижимое, иногда и движимое имущество, высшее образование и относит себя к среднему классу. Согласно социологическим исследованиям, чтобы соответствовать приведенным критериям, представители среднего класса должны иметь доход, превышающий прожиточный минимум не менее чем в 3.5 раза. По результатам исследованийИнститута социологии РАН, в России 28 млнчел. (20%) можно отнести к среднему классу. В экономически развитых странах средний класс выполняет ряд важных функций. В сфере экономических отношений средние слои выступают не только как производители огромной части доходов общества, но и как крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики; 80% сбережений, осуществляемых населением России, приходится на долю среднего класса. Согласно статистическим данным, на долю семей среднего класса приходится 60-65% совокупного потребления. Это обусловлено следующими характеристиками среднего класса: • наиболее образованная, производительная рабочая сила, представляющая собой человеческий капитал страны; • выступает в роли инвестора социальной сферы, так как является основным налогоплательщиком; • активный экономический субъект потребительского рынка, от деятельности которого зависит состояние и развитие этого рынка; • проводник инновационных форм экономического и финансового поведения, так как наиболее восприимчив к различного рода инновациям; • серединное положение среднего класса обеспечивает связь между различными социальными группами любого общества и играет важную роль в стабилизации общей социальной структуры; • обладает собственностью и потому заинтересован в стабильности экономических и социальных институтов. Сопоставляя долю среднего класса в различных странах и ВВП на душу населения в этих странах, можно наблюдать прямую зависимость между этими показателями (табл.1). Таблица 1 Доля среднего класса и ВВП на душу населения в некоторых странах в 2010 г. Страна Доля среднего класса, % ВВП на душу населения, долл.** Нигерия 1.5 1200 Норвегия 73 88890 Россия 15 10400 США 65 48450 Украина 12 3120 Япония 42 45180 По оценкам экспертов. Данные Всемирного банка. Увеличивая долю среднего класса, можно сократить количество бедных. Именно формирование существенной группы представителей среднего класса обеспечило рост экономики Китая. В силу специфики выполняемых этой частью общества экономических функций, средний класс обеспечивает устойчивое сбалансированное развитие той территории, в пределах которой он проявляет экономическую активность. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz