Север и рынок. 2014, N 2.

Калининградская обл. заняла 62-ю строку в рейтинге «ГЧП-СТАРТ» (1.7 баллов) и 7-е место в своем федеральном округе. В данной области реализуется несколько проектов муниципального уровня в сферах ЖКХ, физкультуры и спорта. Архангельская обл. находится на 65-м месте (1.3 баша) в рейтинге готовности регионов России к государственно-частному партнерству «ГЧП-СТАРТ» и на 8-м месте среди регионов Северо-Западного федерального округа. В области очень мало ГЧП-проектов на стадии реализации, в данный момент реализуется проект муниципального уровня в сфере спорта - строительство лыжного-биатлонного комплекса «Онега». Планируются проекты федерального значения, такие как строительство нового Архангельского глубоководного порта и строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» [14]. Новгородская, Псковская обл. и Ненецкий АО в рейтинге «ГЧП-СТАРТ» находятся на 73-й, 74-й и 76-й позиции соответственно. Все эти регионы имеют свои региональные законы в сфере ГЧП, но не имеют практики по реализации ГЧП-проектов. В целом Северо-Западный федеральный округ достаточно динамично развивается в области ГЧП. В первую очередь благодаря Санкт-Петербургу, который является самым развитым регионом в этой сфере во всероссийском масштабе. Исходя из нового ежегодного рейтинга готовности регионов России к государственно-частному партнерству «ГЧП-СТАРТ», к достаточно успешным регионам СЗФО в сфере ГЧП также относятся: Вологодская, Ленинградская обл., Республика Карелия. Мурманскую обл. также можно отнести к интенсивно развивающемуся в этом направлении региону. Отстающими как по СЗФО, так и в целом по РФ являются Калининградская, Архангельская, Новгородская, Псковская областии Ненецкий АО. Главными сдерживающими факторами развития государственно-частного партнерства, как для Северо-Западного федерального округа, так и для всех остальных регионов России являются: 1) отсутствие единого правового поля; 2) налоговые несовершенства (необходим особый налоговый режим для осуществления ГЧП-проектов); 3) ограниченный доступ к долгосрочному кредитованию; 4) нехватка специалистов в сфере ГЧП (отсутствие опыта реализации подобных проектов как в структурах частного бизнеса, так и в государственных органах власти); 5) наличие административных барьеров (чтобы приступить к строительству инвестор должен пройти через огромное количество согласований и конкурентных процедур, что увеличивает срок проекта и его стоимость). Все вышеперечисленные сдерживающие факторы в совокупности влияют на настрой потенциальных инвесторов, большинство из которых опасаются реализовывать сложные долгосрочные проекты. Хотя в целом большую часть крупных ГЧП-проектов можно признать успешными; даже если возникают какие-то проблемы, то их всегда можно урегулировать, так как проектов немного и к ним обычно проявляется повышенное внимание. Важным шагом и переломным моментом в развитии государственно-частного партнерства может стать внесенный в Госдуму Правительством РФ в марте 2013 г. законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (предположительное вступление в силу данного закона 1 января 2014 г.). Главная задача документа - расширить возможности для совместной работы государства и бизнеса, установить единую терминологию и полномочия правительства, регионов и муниципалитетов. Документ не запрещает принимать свои региональные законы в сфере ГЧП. В распоряжении регионов будет год для приведения региональных законов в соответствие с новым законом, который не будет распространяться на уже реализуемые проекты. Принятие федерального закона должно определить общее направление развития регионального законодательства в сфере ГЧП [15]. Последовательное становление института государственно-частного партнерства позволит системно инвестировать частный капитал как в глобальные проекты (что имеет огромное значение для развития РФ в целом), так и в менее масштабные, важные для каждого региона в отдельности, проекты (в таких сферах, как образование, культура, туризм, здравоохранение). Литература 1. Шмелева Е. В Москве представлен рейтинг готовности регионов России к государственно-частному партнерству «ГЧП-старт». - URL: http://www.rg.ru/2013/02/12/gchp-site.html 2. Реконструкция аэропорта «Пулково». - URL: http://www.pppi.ru/projects:show/russian/9/ 3. Западный скоростной диаметр. - URL: режим доступа http://www.pppi.ru/projects:show/russian/380/ 4. Вологодская область / СЗФО. - URL: htф://www.pppi.r^Уregions/russian/Boлoгoдcкaя%20oблacтъ%20*%20CЗФO/ 5. Комплексное развитие Морского торгового портаУсіъ-Луга. - URL: http://www.pppi.ru/projects:show/russian/6/ 6. Строительство и реконструкция водопроводных сооружений г.Петрозаводска (I этап). - URL: http ://www.pppi.ru/proj ects:show/russian/24/ 7. Строительство и реконструкция водопроводных сооружений г.Петрозаводска (II этап). - URL: режим доступа http://www.pppi.ru/projects:show/russian/25/ 8. Комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия. - URL: http://www.pppi.ru/ projects:show/russian/289/ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz