Север и рынок. 2014, N 2.

(по форме - аренда с инвестиционными обязательствами). Планируется несколько проектов муниципального уровня в сфере ЖКХ: мусороперерабатывающий завод в Вологде, полигон ТБО в урочище Пасынково Вологодского района, мусороперерабатывающий комплекс в г.Череповце, строительство ГТЭЦ и развитие теплосетевого комплекса в г.Череповце [4]. Важным шагом в развитии государственно-частного партнерства в Вологодской обл. является формирование региональных центров ГЧП: департамента инвестиционной политики Правительства Вологодской обл., Управления инвестиционной деятельности департамента инвестиционной политики, отдела государственно-частного партнерства управления инвестиционной деятельности. Ленинградская обл. и Республика Карелия занимают 18-ю (5.0 баллов) и 19-ю строки (4.9 баллов) рейтинга готовности регионов России к государственно-частному партнерству «ГЧП-СТАРТ», а также 3-е и 4-е места по СЗФО соответственно. Данные субъекты РФ имеют свое региональное законодательство и определенный опыт в реализации ГЧП-проектов. В Ленинградской обл. большинство проектов осуществляется в транспортной сфере, в том числе проект федерального значения - комплексное развитие Морского торгового портаУсгь-Луга. Данный проект имеет статус приоритетного инвестиционного проекта Северо-Западного федерального округа РФ. Его развитием занимается ОАО «Компания Усть-Луга», созданная специально для этой цели в 1992 г. Строительство порта ведется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» и предполагает привлечение средств частных инвесторов. Проект включает в себя создание и развитие пяти взаимосвязанных кластеров: транспортно-логистического, промышленного, сити-кластера, рекреационного и агропромышленного [5]. В сфере ЖКХ в данном регионе планируется осуществить региональный проект строительства новой системы водоснабжения и водоотведения Ленинградской обл. В Республике Карелия осуществляется несколько региональных и муниципальных ГЧП-проектов преимущественно в сфере ЖКХ: строительство и реконструкция водопроводных сооружений г.Петрозаводска I этап (проект уже реализован); строительство и реконструкция водопроводных сооружений ^Петрозаводска (П этап); комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия. Планируются проекты регионального уровня в сферах здравоохранения (проектирование и строительство в г.Петрозаводске комплекса зданий ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы») и транспорта (реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса «Бесовец», ^Петрозаводск) [6-8]. На 29-й строчке рейтинга готовности регионов России к государственно-частному партнерству «ГЧП-СТАРТ» (4.5 балла) и на пятом месте по СЗФО находиться Республика Коми. Здесь на основе государственно-частного партнерства осуществляется строительство автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар. Стратегическое значение данного проекта обусловлено активным развитием нефтегазового и горнодобывающего комплексов в северных районах Коми, Ненецком АО, на шельфе Баренцева моря. Главным результатом реализации проекта станет активизация разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых, разрешение проблемы освоения природных ресурсов и вовлечения их в рыночный оборот [9]. В планах республики участие в строительстве железнодорожной магистрали «Белкомур» протяженностью 1161 км, это проект федерального значения необходим для связи Урала и Сибири с портами Белого и Баренцева морей. Он позволит добиться сокращения пути доставки грузов до 800 км и будет способствовать освоению новых месторождений полезных ископаемых [10]. Мурманская обл. занимает 43-е место в рейтинге «ГЧП-СТАРТ» (3.8 балла) по России и 6-е место среди регионов СЗФО. Одним из наиболее значимых проектов на условиях государственно-частного партнерства в этой области и по всему Северо-Западному федеральному округу является проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В рамках проекта планируется строительство новых портовых перегрузочных комплексов, морского контейнерного и логистического терминалов, а также других объектов. Основными государственными структурами участвующими в реализации проекта, являются Министерство транспорта Российской Федерации, правительство Мурманской обл., ФГУ «Росгрансмодернизация». За счет федеральных средств будут строиться объекты железнодорожной инфраструктуры. Реализация проектов по созданию самих портовых комплексов будет осуществляться за счет средств инвесторов: ООО Морского торгового порта «Лавна», ООО «Лавнатранса», ЗАО «Синтез Петролеум», ОАО «Мурманский морской торговый порт» [11, 12]. В 2013 г. в области было заключено концессионное соглашение, давшее старт созданию мусоросортировочного комплекса, полигона переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и четырех перегрузочных станций Это уникальная практика даже с учетом мирового опыта, потому что такого объема отходов за Полярным кругом нет нигде в мире и подобных объектов в этих широтах никогда не строилось. Ожидается, что помимо решения экологических проблем реализация концессионного соглашения позволит создать до 200 новых рабочих мест [13]. Мурманская обл. также совместно с Пермским краем, Республикой Коми, Архангельской обл. будет участвовать в строительстве и эксплуатации железнодорожной магистрали «Белкомур» по направлению Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz