Север и рынок. 2014, N 2.
DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT E.N.Stepanova Junior Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies, the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract New annual rating that shows Russian regions’ preparedness to state-private partnership in the North-Western federal district is analyzed. The ongoingandplanned state-privatepartnershipprojects in the regionare reviewed. The deterrents ofstate- privatepartnershipdevelopmentintheRussianFederationare revealed. Keywords: state-private partnership, regions, rating, projects, the NWFD. Государственно-частное партнерство (ГЧП) на сегодняшний день один из самых действенных механизмов по преодолению инфраструктурного дефицита, способствующий экономическому, социальному и инновационному развитию. Первые проекты государственно-частного партнерства начали реализовываться в России более 10 лет назад, на сегодняшний день благодаря такому партнерству реализуется около 300 проектов. Но в целом для РФ это относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Важной чертой ГЧП является то, что результаты, а также финансовые риски и затраты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям. Особое значение развитие ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе могут успешно развиваться местные рынки капитала, товаров и услуг, решаться инфраструктурные проблемы (как на региональном, так и муниципальном уровнях). При отсутствии эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов в области ГЧП на федеральном уровне регионы стали разрабатывать и принимать региональные законы о государственно-частном партнерстве. К настоящему времени свое законодательство в этой области принято в 69 регионах России, в их число вошли все регионы Северо-Западного федерального округа (СЗФО). В феврале 2013 г. Центр развития государственно-частного партнерства и Торгово-промышленная палата РФ представили новый ежегодный рейтинг готовности регионов России к государственно-частному партнерству «ГЧП-СТАРТ» (данный рейтинг имеет пробный характер). Его главная задача- оценить готовность регионов осуществлять публичные инфраструктурные проекты с привлечением частных инвестиций на условиях ГЧП. Чтобы получить достойное место в рейтинге, регионам необходимо было продемонстрировать соответствие таким факторам [1]: 1. Наличие отлаженной системы управления ГЧП-проектами на уровне региональных органов власти (относительный вес - 0.25). Данный фактор включает оценку нормативно-правовой базы по ГЧП в регионе (наличие необходимых законов и подзаконных актов), состав, структуру и регламентацию работы ответственных органов власти (комиссий и рабочих групп по ГЧП), а также наличие соответствующих статей расходов бюджета субъекта РФ. 2. Опыт реализации 1'ЧП-проектов (относительный вес - 0.4). Фактор имеет наибольший вес на основе предположения о том, что каждый последующий проект повышает соответствующие управленческие навыки органов власти региона и таким образом снижает риски для будущих ГЧП-проектов. 3. Инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов (относительный вес - 0.35). Фактор оценивается на основе данных кредитного рейтинга субъекта РФ ведущих рейтинговых агентств. Рейтинг СЗФО по регионамдостаточно неравномерен. В десятку лидеров рейтинга вошли Санкт-Петербург (ушедший в значительный отрыв от основных конкурентов) со значением 7.8 и Вологодская обл. со значением 5.6 (табл.). Интересно отметить, что Москва замыкает десять наиболее подготовленных к ГЧП регионов, подняться в рейтинге выше помешало отсутствие региональной правовой базы (данному региону достаточно своего инвестиционного законодательства) [1]. Санкт-Петербург - первый город РФ, разработавший собственную законодательную базу в 2006 г., позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями. Законодательные акты данного региона направлены на стимулирование частных инвестиций в ГЧП-проекты за счет повышения прозрачности и отсутствия ограничений по формам применения. В законодательстве Санкт-Петербурга учтены формы ГЧП. при которых права собственности на построенный объект принадлежат инвестору, что позволило привлекать заемные средства на более выгодных условиях. Кроме того, закон позволил публичному партнеру определять параметры конкретных проектов в конкурсной документации, что сделало его применимым как к масштабным, так и к небольшим проектам. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz