Север и рынок. 2014, N 2.

Максимальные и минимальные значения удельного веса налоговых доходов в собственных доходах местных бюджетов в 2012 г., % СубъектыРФ снаибольшимудельнымвесомналоговых доходовместныхбюджетов в собственныхдоходах % СубъектыРФ снаименьшимудельнымвесомналоговых доходовместныхбюджетов в собственныхдоходах % Липецкаяобл. 61.8 НенецкийАО 10.4 РеспубликаКалмыкия 61.2 Тюменскаяобл. 16.6 Калужскаяобл. 58.8 ЧукотскийАО 20.3 Кабардино-БалкарскаяРеспублика 56.7 РеспубликаДагестан 23.2 Вологодскаяобл. 54.8 Сахалинскаяобл. 24.2 Московскаяобл. 54.0 Ямало-НенецкийАО 26.1 Приморскийкрай 53.6 Амурскаяобл. 26.5 Тульскаяобл. 53.0 РеспубликаСаха(Якутия) 29.6 Местное самоуправление в Мурманской области Мурманская обл. вошла в число регионов, в которых ФЗ № 131 вступил в силу с 1 января 2006 г. К назначенному сроку в области были решены вопросы установления границ и определения статуса муниципальных образований, во всех них сформированы органы местного самоуправления. Был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность муниципальной службы, определяющих порядок и сроки избрания глав муниципальных образований, представительных органов местного самоуправления. С учетом того, что изменилась почти вся правовая база, в Правительстве Мурманской обл. был создан департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления. Кроме того, во исполнение требований федерального законодательства, а также в целях обеспечения защиты прав муниципальных образований, развития правовой, организационной, финансово-экономической и территориальной основ местного самоуправления в Мурманской обл. в 2006 г. была создана некоммерческая организация «Совет муниципальных образований Мурманской области», в которую вошли все 42 муниципальных образования области. Для формирования межбюджетных отношений в области применяется подход распределения доходов между областным и местными бюджетами, основанный на закреплении видов налогов и их нормативов. В качестве дополнительного доходного источника выбран единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Другими источниками сталитранспортный налог и налог на игорный бизнес. Общий объем фактически поступивших доходов местных бюджетов ниже общего объема расходов, и дефицит местных бюджетов на 1 января 2013 г. составил 32005.3 тыс. руб. Основную долю доходов бюджетов муниципальных образований области составляют безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней (57.4%). На втором месте - налоговые (35%) и неналоговые (8.7%) доходы также по всем типам муниципальных образований. Самую незначительную долю в общей сумме доходов составляют прочие доходы (безвозмездные поступления от нерезидентов, прочие безвозмездные перечисления, безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций). Основной объем поступлений налоговых доходов обеспечивается за счет налога на доходы физических лиц и составляет 86.3% от общего их объема. Основной объем поступлений неналоговых доходов обеспечивается за счет дохода от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, что составляет 61.8% от общего их объема. Несмотря на рост собственных доходов муниципальных образований области, в последние годы их уровень по-прежнему остается очень низким. Отмечается и сохранение значительных межмуниципальных различий в бюджетной обеспеченности собственными доходами на душу населения. В муниципальных районах этот показатель значительно ниже, чем в городских округах [7, с. 98-106]. В целом, оценивая ситуацию в Мурманской обл., можно сказать, что, несмотря на усилия региональных и местных властей, требования, устанавливаемые федеральным законодательством таковы, что муниципальный уровень оказался самым слабым и зависимым звеном бюджетной системы Российской Федерации. Комплексмер совершенствования институциональныхусловий деятельности местного самоуправления Учитывая обозначенные выше проблемы становления местного самоуправления, а также особую остроту проблем финансового обеспечения муниципальных образований, необходимо отметить, что их решение возможно только при реализации комплекса мер, прежде всего, на федеральном уровне. Такие меры в части совершенствования общих институциональных условий деятельности местного самоуправления и определения перспектив его развития должны предусматривать [2, с. 190-191]: 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz