Север и рынок. 2014, N 2.
образований по уровню социально-экономического развития, с дефицитом местных бюджетов и недостатком профессионально подготовленных кадров. Характер развития регионов Севера России всегда определялся масштабами и темпами динамики промышленного освоения природных ресурсов. В условиях слабой хозяйственной освоенности и заселенности северных территорий необходимым компонентом освоения ее природных ресурсов и территории стала урбанизация, сопровождавшаяся формированием сети городских поселений, увеличением численности и удельного веса городских жителей. Уровень урбанизации здесь составляет 79.7%, что превышает среднероссийский - 73.1%, а в трех из северных регионов (Магаданская и Мурманская области, Ханты-Мансийский АО) он превышает 90%. Наиболее значительный рост числа северных городов наблюдался в период 1939 и 1959 гг., когда их число удвоилось с 42 до 84. По данным переписи населения 1989 г., в границах северных районов насчитывалось 134 города, в настоящее время темпы роста числа северных городов замедлились и их число составляет 142 (включая города регионов, частично отнесенных к северным) [4, с. 105-116]. В регионах, полностью отнесенных к северным, число городов на 1 января 2009 г. составляло 118, при этом 103 из них отнесено к малым (до 100 тыс. чел.), остальные города по численности населения отнесены к средним и большим, городов-миллиоников на Севере нет. Административно-территориальные преобразования, вызванные реформой местного самоуправления, привели к общему росту числа муниципальных образований, при этом их рост по различным регионам Севера оказался неравномерным. В Мурманской обл., например, численность муниципалитетов увеличилась с 24 до 42, причем большинство из них имеют статус городских округов. Это обусловливается тем, что на Кольском п-ове населенные пункты строились в основном как необходимая кадровая «обвязка» для промышленных предприятий. А вот в Архангельской обл., где достаточно весома доля сельского населения, число муниципальных образований возросло до 250, из них сельских поселений - 197, до 127 - в Республике Карелия (87), до 211 - в Республике Коми (175) [5, с. 11-15]. В законодательстве о местном самоуправлении недостаточно учитываются такие характерные для регионов Севера особенности, как большие территории муниципальных образований и малая численность населения поселений. В таких условиях снижается эффективность самоорганизации граждан и возможность оперативно влиять на действия местных властей. Огромные расстояния между населенными пунктами, изношенное состояние транспортной инфраструктуры и высокие транспортные тарифы делают практически недоступными органы местного самоуправления для жителей малых населенных пунктов и не позволяют в полной мере обеспечивать население услугами учреждений здравоохранения, образования, культуры, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, библиотек, решать другие вопросы местного значения. Еще одним важным вопросом является проблема учета национального фактора при формировании органов местного самоуправления. В обеспечении условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера именно органы местного самоуправления играют наиважнейшую роль, так как наиболее приближены к местам компактного проживания представителей этих народов. Именно от деятельности органов местного самоуправления во многом зависит сохранение исконной среды обитания малочисленных народов, развитие их культуры, социально-экономическое благополучие. Типичной и одной из наиболее значимых проблем в северных муниципалитетах является обеспечение деятельности коммунального комплекса и содержания муниципального жилого фонда. Эти проблемы связаны в основном с нарастающим обветшанием жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, что требует существенно более высоких удельных затрат на капитальный ремонт. Проблему осложняет и то, что в северных регионах не действуют рыночные механизмы привлечения инвестиций в эту сферу из-за низкой рентабельности и продолжающегося сокращения численности населения [6, с. 33]. Наиболее остро стоит проблема финансового обеспечения муниципальных образований Несмотря на рост доходов местных бюджетов, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в муниципальных бюджетах северных территорий, ниже реальных потребностей, необходимых органам местного самоуправления для полного и качественного исполнения своих расходных обязательств. В 2012 г. на налоговые доходы в структуре собственных доходов местных бюджетов в среднем по стране приходилось лишь 38.3%^ при этом наименьшая доля налоговых доходов отмечается в местных бюджетах именно северныхрегионов России (см. табл.). Окончание переходного периода реализации закона № 131 совпало с финансово-экономическим кризисом, в ходе которого возникли проблемы, в основном, в тех регионах, в которых налоговые доходы формируются крупными налогоплательщиками, относящимися к металлургической, нефтяной, химической и другим сферам промышленности. Проблемы формирования местных бюджетов связаны, в основном, с ростом безработицы, влекущим за собой сокращение поступлений от основного бюджетообразующего налога - налога на доходы физических лиц. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz