Север и рынок. 2014, N 2.

• муниципальные образования самостоятельны в принятии решений, но в строгих рамках очерченных государством, что обусловливает низкий уровень реальной свободы муниципальной власти в регулировании оказываемых ими публичных услуг населению; • в экономическом плане муниципальные образования находятся в зависимости от устанавливаемой государством налоговой базы финансовой помощи вышестоящего уровня бюджетной системы, имеющей преимущественно целевое назначение; • законодательно контроль за деятельностью органов МСУ возложен на население через представительные органы власти, однако фактически эта функция не реализуется из-за пассивности населения. Другими словами, современная российская модель местного самоуправления характеризуется усилением вертикали власти, где самым слабым и зависимым звеном является муниципальный уровень, что ослабляет роль института местного самоуправления, соблюдение принципа его автономии в системе демократических структур страны. Для Севера России это означает усиление специфических проблем муниципалитетов, которые рассматриваются в статье «Проблемы местного самоуправления в северных регионах России», опубликованной в этом выпуске. Литература 1. Григорьев В.А. К вопросу о местном самоуправлении: модели // Приднестровье. - 2009. - № 65. 2. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования: итоговый доклад. - М.: Экон-Информ, 2009. - 524 с. 3. Разгулин С.В. О некоторых вопросах установлении налогов и сборов // Налоговый вестник. 2001. - № 12. 4. Российское местное самоуправление: Итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг.: аналит. докл. Института современного развития. - URL: http://www.riocenter.ru/ru/programs/cloc/3928 (дата обращения: 03.12.2013). 5. СероваНА. Институциональные ограничения формирования и реализации социально-экономической политики в городах Севера России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. - № 32 (89) - С. 20-24. 6. Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. - М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. - 160 с. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ* Н.А. Серова кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Проведен анализ проблем местного самоуправления в северных регионах России. Сделан вывод о том, что решение проблем возможно только при реализации комплекса мер в част совершенствования общих институциональных условий деятельности местного самоуправления и определения перспектив его развития, прежде всего на федеральном уровне. Предложены некоторые меры, направленные на решение проблем финансового обеспечения муниципальныхобразованийиукрепление ихдоходнойбазыместныхбюджетов. Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная реформа, северные регионы РФ. PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN NORTHERN REGIONS OF RUSSIA_________ N .A .S e ro va PhD (Economics), Senior Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies, the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract The analysis of the problems of local self-government in northern regions of Russia is made and it is concluded that solutionliesin therealizationofthe setofmeasures regardingimprovementofthegeneralinstitutionalconditionsoflocal self-government activities and regarding its development prospects, first of all at the federal level. Some measures, aimed at solving problems of financial provisionofmunicipalitiesand strengtheningtherevenuebaseoflocalbudget^ areproposed Keywords: local self-government, municipal reform, northern regions of the Russian Federation. Становление местного самоуправления в северных регионах России** имеет свои особенности, вызванные экстремальными природно-климатическими условиями, большими территориями, низкой плотностью населения, этнокультурными особенностями, слабой транспортной доступностью [1; 2, с. 23-26; 3, с. 32-36]. Именно поэтому в процессе становления местного самоуправления здесь наиболее остро проявились типичные для многих регионов России проблемы, связанные с дифференциацией муниципальных *Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ №14-02-00128. На сегодняшний день насчитывается 24 субъекта РФ, частично или полностью отнесенных к северным регионам и занимающихпочти половинутерриториистраныИз этихсубъектовполностьюкрайонамКрайнегоСевераи приравненным к ним местностям относятся 13: республики Карелия, Коми, Саха (Якутия). Тыва, Камчатский край, Архангельская, Магаданская. Мурманская, Сахалинская области. Ненецкий, Ханты-Мансийский. Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; в остальных 11регионахк севернымрайонамотнесет лишьчастьтерритории. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz