Север и рынок. 2014, N 2.

Континентальная модель сложилась в странах с исторически более сильной ролью государственной власти, это большинство стран ЛатинскойАмерики и Ближнего Востокаи практически вся континентальная Европа Основные черты континентальной модели заключаются в том, что местное самоуправление в определенной степени входит в систему государственной власти из-за сочетания местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня). Автономия местного самоуправления ограничивается деятельностью на местах специальных должностных лиц государства, контролирующих органы местного самоуправления. Так, например, в областях Швеции представителем центра является губернатор, назначаемый правительством. Он контролирует различные периферийные службы центральных ведомств, полицейское управление области, представительные местные органы. Аналогичным образом функционируют префекты в префектурах Греции, губернаторы в провинциях Испании. В Бельгии наблюдение за муниципальным управлением обычно ведет муниципальный секретарь, назначаемый центральным правительством [2]. Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) имеет сходство как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, но вместе с тем обладает и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных гибридных формах управления. Советская модель местного самоуправления характерна прежде всего для бывшего Советского Союза. В настоящий момент она сохраняется лишь в некоторых странах Вьетнаме, Китае, Кубе. В основе советской модели лежало провозглашение полновластия представительных органов (советов). Несмотря на то, что советы считались полновластными органами, реальная власть принадлежала партийным организациям, функционировавшим на различных уровнях и принимавшим все важнейшие решения. В начале 1990-х гг. в России было предпринято несколько шагов, существенно изменяющих местное самоуправление. Так, Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» было введено понятие муниципальной собственности, определены основные механизмы правовой защиты местного самоуправления, разработаны вопросы о финансово-экономических предпосылках самостоятельности местного самоуправления. В развитие положений указанных законов были приняты законы «О выборах главы администрации» и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов...». Однако выборы глав местных администраций проведены не были, а местному самоуправлению так и не были представлены все предусмотренные законом бюджетные права. Региональные и местные бюджеты в то время представляли собой продолжение федерального бюджета, а системамежбюджетных отношений отличалась жесткой централизацией финансовых потоков. Основным звеном в системе местного самоуправления провозглашались экономически самостоятельные местные Советы, деятельность которых была прекращена в 1993 г., а их полномочия возложены на органы МСУ, которым была дана возможность устанавливать и вводить дополнительные налоги и сборы помимо тех, которые закреплялись законодательством. Следует отметить, что такое положение в дальнейшем привело к негативным последствиям, в частности, рост перечня вводимых налогов (свыше 200) явился причиной усиления налоговой нагрузки на хозяйственный сектор экономики и в дальнейшем вызвал переход «в тень» значительного контингента из сферы бизнеса [3]. Поэтому спустя три года был введен запрет на введение дополнительных налогов и сборов сверх перечня, установленного законом, что стало первым шагом к ограничению налоговой автономии муниципальных властей. В дальнейшем принятие Налогового кодекса сохранило и усилило развитие этой тенденции: после введения I части Налогового кодекса число местных налогов составляло пять, а с внесением в него поправок в 2005 г. местных налогов осталось всего два - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Началом развития местного самоуправления в постсоветской России стало принятие в 1993 г. Конституции РФ, которая в муниципальных вопросах основывалась на «англосаксонской» вдеологии. Основная законодательная база в области МСУ была сформирована в 1995-1998 гг. Именно в этот период были приняты ключевые законы: ФЗ № 154 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федфации», ФЗ № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ФЗ № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», ФЗ № 55 «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». В соответствии с требованиями нового законодательства о местном самоуправлении к 2000 г. было юридически оформлено 12215 муниципальных образований, из них: городов - 625, поселков - 516, городских районов и округов - 153, районов - 1404, сельских округов - 9314, сельских населенных пунктов - 203. Реформы 1990-х гг. позволили решить ряд важных задач, связанных с созданием работающих структур местной власти. Уже к середине 1990-х гг. были осуществлены конституционное признание и закрепление принципа автономности муниципальной власти; муниципалитеты обладали достаточной собственностью и доходами для того, чтобы решать задачи самообеспечения и развития. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz