Север и рынок. 2014, N 2.
Очевидно, необходимо обеспечить сбалансированную реализацию всех проектов в области производства и развития транспортной, информационной и экспортно обеспечивающей инфраструктур. Именно наличие нового качества инфраструктуры обеспечит приемлемый уровень непроизводственных издержек и конкурентоспособность арктической экономики. К сожалению, многие актуальные вопросы арктической проблематики еще не получили достаточно глубокого анализа и требуют более четкого концептуального обоснования, нормативного обеспечения, определения затрат и выгод нового индустриального и постиндустриального освоения Арктики в XXI столетии. Литература 1. Филатов С. России необходима реиндустриализация - URL: http://kurs.ru/articles/14831/sergey- filatov-v-gostinoy-kurs-rossii-neobhodima-reindustrializatsiya 2. Селин B.C. Проблемы и направления «третьей» индустриализации // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2013. - № 4 (35). - С. 71-78. 3. Шестопалов М.Е. Вектор устремлений - Арктика. - URL: http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ ArticlcsVic\\.aspx?tabID=320&ItcmID=256&mid=2869&\\vcrsion=Staging 4. Пилясов А.Н. Научные исследования и инновации в арктическом регионе. - URL: http://www.ecpol.ru/index.php/ 2012-04-05-13-41 -25/2012-04-05-1341 -42/614-naiichnyc-isslcdovaniya-i-innovatsii-v-arktichcskom-rcgionc 5. Шпак А.В. Транспортная система арктических регионов: концептуальный взгляд на развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. - №2 (33). - С. 45-51. 6. Гранберг А.Г., Разбегин В.Н. Проект «Строительство межконтинентальной полимагистрали Евразия - Америка с тоннелем через Берингов пролив». - URL: http://www.adc.newparadigm.ru/ffles/ank-5-3.doc О СОВРЕМЕННОЙМОДЕЛИМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Н.А. Серова кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Рассмотрены основные модели организации местной власщ и проведен анализ развития местного самоуправления в постсоветской России. Сделан вывод что с начала 2000-х гг. институт местного самоуправления трансформируется из модели независимости местного самоуправления (англосаксонская модель), заложенной в Конституции, обратно в модель государственного управления на местах (континентальная модель). Приведены черты современной российскоймоделиместногосамоуправления Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная реформа, модели местного самоуправления, муниципальные образования. ON THE MODERN MODEL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION N .A .S e ro va PhD (Economics), Senior Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies, the Kola Science Centre ofthe Russian Academy of Sciences Abstract The main models of local authorities organization are viewed and the analysis of the local self-government development in post-SovietRussiahasbeen carriedout It is concludedthat since early2000sthe institutionoflocalself-government has been transforming from self-government independency model (Anglo-Saxon model), declared by the Constitution, back to state government in localitiesmodel (continentalmodel). The features ofthemodemRussianmodel oflocal self-government are given. Keywords: local self-government, municipal reform, models of local self-government, municipalities. ВXXI в. в мировой практике сложилось несколько моделей организации местной власти- англосаксонская, континентальная и советская. Все остальные существующие модели местного самоуправления представляют собой различные вариации англосаксонской и континентальной моделей. Англосаксонская модель сложилась в странах с традиционно высоким уровнем гражданских свобод, таких как Австралия, Великобритания, Индия, Канада, США. Эта модель характеризуется максимальным уровнем самостоятельности местного самоуправления. Основными ее чертами является то, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, на местах отсутствует полномочный представитель правительства, а контроль за деятельностью органов МСУ осуществляется населением. Так, например, в Конституции США нет упоминания о местном самоуправлении, все его правовое регулирование осуществляется на уровне штата. Правовым статусом местных органов власти в США являются муниципальные хартии, и, поскольку спектр местных дел точно не определен, муниципалитеты стремятся зафиксировать в хартиях свои полномочия наиболее подробным образом. Местные органы не вправе вносить в свои хартии лишь положения, противоречащие конституции и законам соответствующего штата, поскольку это дает судам основание объявить такие положения недействительными из-за превышения муниципалитетами своих полномочий [1]. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz