Север и рынок. 2014, N 2.
Крупные перспективные транспортные проекты АЗРФ Таблица 3 РегионыАрктики | Мегапроекіы Мурманскийтранспортно-логистическийузел Основной целью проекта«Комплексное развитиеМурманского транспортного узла» является созданиедействующего круглогодично глубоководногоморскогоХАБа-ценіра по переработкеконтейнерные нефтеналивных груюв, перевалкеугляи минеральныхудобрений, интегрированногов меяадународныйтранспортныйкорвдор «Север- Юг». Стоимость проектапревышает300 млрдруб. Проект Белкомур (строительство линий Карпошры - Вевдинга, Сыктывкар- Кудымкар) Шинируемая протяженность магистрали-1252 км, изнихновое строительство- 712 км, оставшаяся часть- уже существующие участки, принадлежащиеОАО «РЖД». «Северное звено» этой магистрали- Карпошры - Вевдинга (протяженность215 км), железнодорожная веткапройдетпо территорииАрхангельской обл. и Республики Коми. Цель проекта- ликвидация инфраструктурныхтупиков, обеспечениедоступак ныне неиспользуемым сырьевым ресурсам, создание нового короткого транзитного пущ связывающегоУрал и Сибирь с северными российскими портами. Общий объем инвестиций по проекту- 598 млрд руб. Проект Баренцкомур (ж/д пройдет через Индигу - Сосногорск - Троицко-Печорск - Полуночное - Сургут). Местоположение- территория НенецкогоАО и Республики Коми. Общая протяженность железнодорожногоучастка Ивдига- Ивдель (Полуночное) составитоколо 1200 км. Проектпозволитрешитьмногие социально-экономические проблемы региона, в том числе обеспечитвыход нефти и конденсатаЯмала на мировые рынки. Ориеніировочное время постройки-2020 г. Протяженность ветки, которая пройдетпо территорииНенецкогоАО и Республики Коми, - 612 км 1.Проектмагистрали «Северныйширотныйход» (является частьюпроекта«УралПромышленный-Урал Полярный») Эгожелезнаядорога, проходящаяпомаршрутуОбская- Салехард- Надым- Пангоды- НовыйУренгой- Короічаево. Широтный ход позволитдовести железнуюдорогудо порта Сабеггана полуостровеЯмал. Эго обеспечитдоставку углеводородныхгрузов до Северного морского п ут. На востокдорога будетпродолженадо станцииДудинка Красноярского края, что позволитобеспечил» транспортную поддержку освоениюуглеводородов этойтерритории. Общая стоимость проектасоставитоколо 153 млрдруб. 2. Строительство многофункционального порта Сабепа Строительство портаСабепа создастфундаментдля разработки месторо>кденийЯмала иОбской губы, а также обеспечит круглогодичнуюнавигацию по Северному морскомупущ будетспособствоватьразвиіию ледокольного флотаРоссии. Общая стоимость строительствапортаСабепа можетпревысил» 500 млрдруб. РеспубликаСаха(Якупія) Создание единой глобальной сухопутной трансконтинентальной полимагистрали Евразия - Америка ЧукотскийАО Строительство железнодорожной линии Якутск - Магадан как продолжение железнодорожной линии Беркакиг- Томмот- Якутск. Железнаядорогапойдет навосток с ответвлением наМагадан и далее на Чукотку, Берингов пролив, на Аляску- до соединения с сетью железныхдорог Северо-Американского кошиненга. Проектдастсильный толчоксоциально-экономическомуразвшию востокаРеспублики Саха(Якупія) всейМагаданской обл, ЧукотскогоАО и северной части Камчатской обл.; начнется освоение месторождений полезныхископаемых (золота, вольфрама, олова, угля и др.) могут бьпь построены гидростанции. Планируется проектирование скоростнойдорогидля пассажирского и для грузовогодвижения (со скоростью порядка 150 км/ч). Предварительная стоимость проекта-30-35 млрддолл. Важным является строительство магистрали как скоростной дороги для пассажирского и для грузового движения (со скоростью порядка 150 км/ч). По оценкам экспертов, использование полимагистрали может сократить время доставки между основными грузообразующими центрами Евразии и Северной Америки до 15 суток. Строительство магистрали даст сильный толчок социально-экономическому развитию востока Республики Саха (Якутия), всей Магаданской обл., Чукотского АО и северной части Камчатской обл.; начнется освоение месторождений полезных ископаемых (золота, вольфрама, олова, угля и др.), могут быть построены гидростанции. Уникальным сооружением станет тоннель под Беринговым проливом длиной от 98 до 113 км с железными и автомобильными дорогами, трубопроводами. Возможно, что вместо автодороги в тоннеле автомобили будут передвигаться на платформах спецпоездов. В техническом отношении проект опирается на опыт строительства высокоширотных железных и автомобильных дорог в России и в Канаде, на Аляске, а также на китайский опыт строительства скоростной железной дороги в Тибете (сочетание резко континентального климата, горной местности и вечной мерзлоты). Поэтому техническая осуществимость проекта сомнений не вызывает [6]. Особое место в транспортных схемах АЗРФ должны занять новые виды транспорта: новая перспективная эргономичная и безопасная техника, в том числе высокоскоростные амфибийные транспортные средства на динамической и статической воздушной подушке (включая суда на воздушной подушке, плавающие амфибии с колесным или гусеничным шасси, платформы на воздушной подушке: самоходные, буксируемые, ледокольные, технологические; гидросамолеты-амфибии, экранопланы-амфибии, самолеты с шасси на воздушной подушке), внедорожные самоходные транспортные средства на пневмокатках низкого давления и широких гусеницах, эксплуатация которых возможна и в бесснежный период, нетрадиционные летательные аппараты, в частности аэростатические (дирижабли), атомолеты. Надо сказать, что экранопланы могут стать «прорывной» техникой в Арктике, как в свое время знаменательным прорывом стали ледоколы. Экранопланы можно использовать для решения многоцелевых и специфических задач: по охране водных границ, борьбе с контрабандой, браконьерством и незаконной миграцией, мониторингу экологической обстановки, охране водной среды, поиску и экстренному спасению людей, оказанию помощи терпящим бедствие на воде, срочной доставке грузов и т.п. Мурманская обл Архангельская обл. НенецкийАО Ямало-НенецкийАО 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz