Север и рынок. 2014, N 2.

Таблица 2 Масштабные задачи реиндустриализации РФ и АЗРФ по приоритетным направлениям Российская Федерация Транспортная система АЗРФ Во-первых, в ходереиндусгриализациитребуетсявосстановитьили модернизироватьпроизводственныемощности, утраченныеилиустаревшиев процессе деиндустриализации Во-вторых, осуществитьпрограммыи проектыинновационной индустриализации В-третьих, перейтина стадиюнового индустриальногоразвития с учетомособенностейи технологическихвызовов индустриигрядущихдесятилетий(для сравнения: долянаучныхдостиженийи новейшихтехнологий в совокупномдоходеСША- 39%,Германия иЯпония- 30%,Россия-0.3%). В-четверіых, однимизимперативовреиндусгриализацииявляются инвесшциивчеловеческийкапиталипроведение активнойкадровойполитики В-пятых, развитиемеждународного сотрудничества МодернизацияСМП МодернизацияарктическихпортовХатанга, Тикси,Певек, Дудинка, Диксон и созданиеновыхпортовых(транспорто-логистческих) комплексов Модернизацияарктического флота Кардинальное обновлениеледокольного флота, строительство специализированных судовледовогоклассаи усиленноголедовогокласса Созданиеэффективнойсистемыавиационного обслуживаниявосстановление ранеезакрытыхсоциальнозначимыхместныхавиамаршругов Строительствоновыхтранспоріныхпутей Обновлениетранспоршых средствш всехвидахтранспорта Реализациитранспортно-логистическихпроектов Формированиетранспортно-логистическихкластеров Для«прорыва»в будущее- инфраструктурныетранспортно-промышленные проекты стратегическогомасштабапотипуСеверногоширотного транспоршо-промышленногопояса(СШТПП) Оптимизацияэкономическихмеханизмов «северного завоза» Внедрениеновыхвидов транспорта Новыетехнологиив областитранспоршого строительства,проектирования добычныхплатформ, современного арктического судостроения Внедрение современныхсредсів связии обработкиинформациисцельюразвития системыгидрометеорологическогообеспеченияплаванияпо трассам Северногоморскогопути, внедрение современныхсистембезопасности ГЛОНАСС, созданиемногоцелевойкосмическойсистемы«Арктика» Мониторинг состояния окружающей природнойсреды Исследовательскиеуниверситет и колледжиАЗРФ Межрегиональныенаучно-образовательныеконсорциумы Технопарки, бизнес-инкубаторы,центрытрансфератехнологий Технико-внедренческие зоны,венчурные фондыи компании Арктическиепартнерства Арктическийсовет, Северныйфорум, СсвегБаренцева/Евро-Арктического региона,Конференциипарламентариев арктическихрегионов Следует отметить, что особенность арктической экономики такова, что больше шансов на коммерческий успех имеют комплексные масштабные проекты - мегапроекты. Важнейший транспортный мегапроект Арктики - реконструкция Северного морского пути. Планируется кардинальная модернизация и наращивание грузооборота на его трассах к 2020 г. - до 60-65 млн т, к 2030 г. - до 85 млн т. Прежде всего, необходимо развитие ледокольного флота. К 2020 г. планируется строительство двух самых больших и мощных в мире ледоколов стоимостью 42 и 44 млрд руб. Также предполагается модернизация действующих арктических портов (Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон), создание новых портовых и транспортно-логистических комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов. Актуальна проблематика реализации проекта Северного транспортного коридора - российской национальной морской магистрали отМурманска доПетропавловска-Камчатский. После решения всех базовых задач Севморпуть может стать важным транспортным преимуществом России, приносящим в бюджет страны значительные средства. Россия рассчитывает на то, что Севморпуть станет ее второй статьей доходов в Арктике после нефти и газа. Очень важно, чтобы при модернизации Севморпути был применен системный подход: заказы на корабли, оборудование, авиацию, их ремонт получали бы отечественные компании. Также можно выделить группу следующих транспортных мегапроектов (табл.З). Прежде всего, это строительство многофункционального порта Сабетга и самой северной железной дороги на Ямале - Северный широтный ход (СШХ) - магистрали в 700 км пути по маршруту Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево. Строительство порта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России. Широтный ход позволит довести железную дорогу до порта Сабетга на п-ове Ямал. Это обеспечит доставку углеводородных грузов до Северного морского пути. Союз двух этих проектов - наиболее выгодный и удобный путь для всего мира. Общая стоимость строительства порта Сабетга может превысить 500 млрд руб., магистрали «Северный широтный ход» - 153 млрд руб. Интересен и проект создания единой глобальной сухопутной трансконтинентальной полимагисграли Евразия - Америка. Железная дорога пойдет от Якутска на восток, на Магадан, и далее на Чукотку, Берингов пролив, на Аляску - до соединения с сетью железных дорог Северо-Американского континента. Предварительная стоимость проекта - 30-35 млрд долл. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz