Север и рынок. 2014, N 2.

Согласно принятой в декабре 2012 г. Государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы», к 2020 г. осуществляется переход к инновационной модели развития транспортной системы, в которой определены основные приоритетные направления развития. К настоящему времени в РФ в стратегических документах социально-экономического развития России на период до 2030 г. планируется к реализации более 110 мегапроектов общей стоимостью более 500 млрд долл. (более 15 трлн руб.), из них 25 проектов основаны на принципах государственно-частного партнерства. При успешной реализации эти мегапроекты станут мощными факторами инновационного роста российской экономики. Что касается арктического макрорегиона, то состояние транспортной и логистической инфраструктуры - одна из главных проблем на сегодняшний день, которая требует скорейшего решения. Стоит задача: в ближайшие десятилетия необходимо практически заново воссоздать и развить на перспективной технологической базе систему арктического транспорта, искать новые способы обеспечения транспортной доступности всей территории Арктической зоны. Будущее развитие транспортной системы определяет, на наш взгляд, современный период радикальной трансформации Арктики, обусловленной влиянием двух основных взаимосвязанных факторов - изменением климата и процессами глобализации (табл. 1). Таблица 1 Факторы трансформации Арктической зоны Изменениек и ш и 1 Глобализация Псиное освобождение огольдаСеверногоЛедовитого океана Ускореннаяреиндустриализация: в леінийпериодв ближайшие 3040 лег необходимопрактическизаново создавать своисамшего-, судо-, машино-и станкостроение Изменениеусловийстроительства, содержания,эксплуатации Быстроеразвитиенаучныхдостиженийи новейших и развитиятранспортнойсистемы технологий Международныеаспекты Безопасность Экология Кадровыевопросы Высокая степеньнеопределенности Действие этих факторов серьезно влияет на ситуацию в Арктическом регионе. Появляются и новые вызовы, и новые возможности, и новые проблемы. Ситуация усугубляется исключительно высокой степенью неопределенности, так как на данном этапе мы просто не знаем о многих вещах и не можем их прогнозировать. Особенно это касается изменений климата и его биофизических последствий. Эти трансформации касаются в большей степени транспортной системы, потому что будут меняться условия строительства и эксплуатации, эффекты развития транспорта. Например, из-за глобального потепления значительно увеличится срок навигации на водном транспорте, в том числе на Севморпути, но при этом могут произойти негативные изменения на сухопутных видах транспорта из-за таяния вечной мерзлоты. Также принципиальным вызовом устойчивому развитию Арктической зоны выступает абсолютная неподготовленность инженерной инфраструктуры к возможным негативным последствиям процессов глобальных климатических изменений. В немалой степени этот феномен может отразиться на Мурманской обл. и поставить под угрозу развитие Мурманского транспортного узла. Фактор глобализации, в свою очередь, диктует переход к решению многих масштабных задач нового этапа индустриального развития, одно из приоритетных направлений которого - создание инновационного транспорта. Реиндустриализация в Арктической зоне предполагает решение задач по нескольким направлениям. Среди них следует выделить: модернизацию Севморпути, кардинальное обновление ледокольного флота; строительство новых транспортных путей и внедрение новых видов транспорта; внедрение новых транспортно-логистических технологий и глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GLONASS); создание многоцелевой космической системы «Арктика»; международные партнерства и др. (табл.2). Основные стратегические и программные решения по развитию Арктики нацелены на модернизацию СМП и создание опорного транспортного каркаса в Арктической зоне. Но продвижение известных проектов требует тщательной проработки огромного количества вопросов, начиная с адекватных прогнозов экономической безопасности страны и заканчивая потребностями в перевозке грузов со стороны основных субъектов экономической деятельности [5]. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz