Север и рынок. 2014, N 2.
TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE ARCTIC ZONE: NEW DEVELOPMENT STAGE V A. Serova Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract. The main directions of developing the Arctic transport system under the conditions of the new stage of reindustrialization are analyzed. The modem factors of the Arctic zone transformation are highlighted and the major goals of developing the new quality of transport infrastructure of the RF Arctic zone in the 21st century are identified. Keywords: the Arctic transport system, reindustrialization, factors of the Arctic transformation, transport megaprojects, modernization of the Northern Sea Route, new types of transport. Для Российской Федерации с ее территорией, особенностями размещения производства и системой расселения состояние и развитие транспортной системы имеют первостепенное значение и являются необходимыми условиями реализации инновационной модели экономического роста, т.е. нового этапа развития страны - этапа новой индустриализации, или реиндустриализации. Целевые ориентиры и задачи реиндусгриализации установлены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Необходимо практически заново создавать свои самолето-, судо-, машиностроение, возрождать станкостроение и др. В ходе реиндусгриализации потребуется постоянно поддерживать и наращивать спрос на продукцию отечественного производства и развивать инновационные технологии. В настоящее время доход России от высоких технологий составляет всего 0.3%, при этом доля США в совокупном доходе - 39%, Германии и Японии - по 30% [1]. Реиндусгриализация - это мировой тренд. Процесс реиндусгриализации начался в развитых странах значительно раньше, чем в России. Конечно, северные и арктические регионы будут занимать в процессе новой индустриализации специфическое положение. Здесь не будут строиться машиностроительные (включая станкостроительные) заводы, поскольку это экономически невыгодно из-за повышенных издержек. Но должна резко повыситься эффективность самого ресурсно-сырьевого сектора за счет комплекса мероприятий по повышению извлечения и глубины переработки сырья. Также необходимо, чтобы на первом этапе индустриализации добывающие отрасли и корпорации, обладающие мощными финансовыми ресурсами, могли выступать стратегическими заказчиками техники и новых технологий у обрабатывающих производств [2]. В целом образ будущего российских территорий Севера и Арктики - это индустриальные комплексы нового поколения, модернизированная энергетика и транспортные коммуникационные системы, адекватные требованиям постиндустриального общества, это развитая транспортная инфраструктура на новом технологическом базисе, арктическая авиация. Одним из основных императивов нового этапа индустриализации является гарантированное финансирование инвестиционных проектов, что очень важно для транспортной отрасли, которая хронически недоинвестирована: инвестиции в отрасль составляют в России около 2% ВПП, что означает «выживание», а не модернизацию. В развитых странах - от 3 до 6% (в Китае). Разрушение плановой экономики сильно повлияло на индустриальный потенциал арктических регионов. Поэтому Арктической зоне совершенно необходима реиндустриализация на основе новейших технологий (в частности, «прорывных технологий» на транспорте), на базе самых последних технических достижений [3]. В противном случае из-за растущей изношенности производственной базы и инфраструктуры экономика региона может полностью деградировать. Ситуация осложняется тем, что Россия, имея самую большую территорию и акваторию в арктической зоне, уже не является лидером ни в одном из новых направлений арктических исследований. И в этом, по мнению директораЦентра экономики Севера и Арктики, экспертаАлександраПилясова, заключается опасный парадокс [4]. Риск увеличения нашего отставания становится все более существенным. Промедление может дорого обойтись России, рискующей в перспективе потерять лидирующую позицию на мировом энергетическом рынке. Реиндустриализация в масштабах Арктики требует скоординированной общегосударственной программы, в рамках которой объединятся потенциалы государства и частного бизнеса. В основе проектов реиндустриализации должны лежать соответствующие институциональные преобразования, которые изменят к лучшему инвестиционный климат и будут способствовать притоку капиталов в значимые инфраструктурные и производственные проекты. В связи с этим в Минрегионе подготовлен проект Программы социально-экономического развития Арктической зоны России до 2020 г. как основного механизма реализации принятой в феврале этого года Стратегии развития Арктики. Российская Арктика будет развиваться за счет строительства новых транспортных коридоров, экологической безопасности и инвестиционных проектов, причем темпы развития будут выше среднероссийских. Объем финансирования государственной программы составит почти 2 трлн руб. Значительный потенциал для развития макрорегиона будет иметь институт государственно-частного партнерства. Реализация инновационного сценария будет основываться на притоке инвестиций российских и иностранных инвесторов, ресурсов институтов развития. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz