Север и рынок. 2014, N 2.
сертификаты, подтверждающие экологический мониторинг и успешность осуществляемой экологической политики. Таким образом, крупные промышленные предприятия, обеспечивающие одновременно экономическое развитие Мурманской обл. и наиболее негативное воздействие на природную среду, находятся на «передовой» перехода к устойчивому развитию. Они внедряют экологически ориентированные технологии и организуют природоохранный мониторинг преимущественно с коммерческой целью - для расширения рынков сбыта и возможности экспортировать все большую номенклатуру товаров. Тем не менее, какие бы не были причины декаплинга эколого-экономической сфере, факт его существования благоприятен для природной среды и населения Мурманской обл. В заключение отметим следующее. В свете мировых природоохранных тенденций суть модернизации экономики все больше определяется как обеспечение технологического процесса для долговременного социально-экономического развития на основе поддержания благоприятной окружающей среды. Однако большинство российских регионов продолжают двигаться по пути сырьевого, природоэксплуатирующего экономического роста. Сложности перехода экономики Мурманской обл. на позиции экологически ориентированной экономики очевидны. Особое место занимает здесь инерционность процессов развития. Направляющий вектор в экономике еще долго будет задавать сформировавшаяся в регионе экспортно-сырьевая система хозяйствования. В то же время область подтвердила свою восприимчивость к требованиям времени, изменениям внешних условий. Предпосылки для перехода к долговременному экологически ориентированному социально-экономическому развитию у региона есть. Однако если Мурманская обл. хочет оставаться в мировом экономическом пространстве, в том числе и как поставщик сырья, ей надо существенно пересмотреть стратегию и тактику экономической деятельности, направить усилия на реальное рациональное развитие, ресурсо- и энергосбережение. Литература 1. Черникова А.А., Самарина В.П., Полева НА. Некоторые особенности влияния экономического кризиса на регионы России // Региональная экономика: теория и практика -2 0 1 0 .-№ 2 5 .- С . 8-18. 2. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // На пути к устойчивому развитию России. - 2012. - № 60. - 89 с. 3. Ларичкин, Ф.Д. Комплексное экологосбалансированное использование природных ресурсов основа развития регионов Севера // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 1. - С. 58-69. 4. Самарина В.П. Влияние горно-металлургического комплекса на динамику тяжелых металлов в бассейнах малых рек Курско-Белгородской магнитной аномалии // Водные ресурсы. - 2003. - Т.30, № 5. - С. 596-604. 5. Самарина В.П. Проблемы сочетаемости эффективного природопользования и экономического роста в старопромышленных регионах (на примере Белгородской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 12 (243). - С. 3448. 6. Скуфьина Т., Баранов С. Региональное развитие России в свете циклически-волновых представлений // Федерализм. - 2007. - № 1 (45). - С. 29-48. 7. Акулов А.О. Эффект декаплинга в индустриальном регионе (на примере Кемеровской области) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 4 (28). - С. 177-185. 8. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. - URL: http://www.gks.ru 9. Баранов С.В., Скуфьина Т.П. Анализ информатизации Мурманской области и оценка издержек легализации типового программного обеспечения // Вопросы статистики. - 2006. - № 3. - С. 84-86. 10. Баранов С.В. Динамика производственных характеристик экономического развития регионов Севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2010. - Т. 1, № 25. - С. 3-9. 11.Самарина В.П. Анализ проблем регионального развития применительно к типам регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 42 (177). - С. 13-20. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ В.А. Серова научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Проанализированы основные направления развития арктической транспортной системы в условиях нового этапа реиндустриализации. Выделены современные факторы трансформации Арктической зоны, определены масштабные задачипо нескольким направлениямразвитиянового качестватранспортнойинфраструктурыАЗРФ вXXI в. Ключевые слова: арктическая транспортная система, реиндустриализация, факторы трансформации Арктики, транспортные мегапроекты, модернизация СМП, новые виды транспорта. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz