Север и рынок. 2014, N 2.
и к настоящему времени действует ведомственная целевая программа «Развитие туризма в Мурманской области» на 2012-2014 гг., утвержденная приказом Министерства экономического развития Мурманской обл. от 8 августа 2011 г. № ОД-151, тактическая цель программы - повышение конкурентоспособности экономики региона. В программе указано, что комплексное планирование территорий, ориентированное на максимальное использование природно-ресурсного потенциала, является важнейшим условием для формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров с учетом особенностей отдельных местностей [8]. Развитие туризма в муниципальных образованиях отражено в инвестиционных паспортах, а также представлено как раздел в планах стратегического развития, ожидаемо, что измерители результатов носят экономический характер [9]. При этом практические мероприятия развития туризма ориентированы не столько на интересы отдельных городов, сколько всего муниципального образования, что закономерно в связи со спецификой ресурсов региона, истории и современности населенных пунктов. История городов Мурманской обл. связана с историей политики внешних интересов, ведомственных стратегий, города и регион в целом обладают экстравертной культурой, а в туризме визитной карточкой остаются маршруты погружения в природу, экстрим. Это отдаляет перспективы разработки целевой политики проектирования городских пространств с учетом задач туризма. И все же, в 2012 г. Комитет экономического развития г.Мурманска провел конкурс на лучший туристско-краеведческий маршрут, условием которого было ограничение маршрута именно чертой города, а качество продукта оценивалось не только по критериям историко-культурной значимости экскурсии, но и на основании качества ее сервисного пакета (комфорт перемещения, напряженность, фотопаузы и т.п.). При обсуждении конкурсных маршрутов были выделены проблемы готовности городской среды «принять» группы туристов. В дальнейшем перспективы развития городского туризма позволяют объединить туристскую, градостроительную и культурную политики на основе оценки городской среды с учетом качества жизни в целом и комфорта пребывания человека на улице в частности. Так же как и в развитых туристских центрах, в Мурманске и других городах региона востребованы публичные пространства с уникальными дизайнерскими решениями, подчеркивающими специфику северных городов. Однако необходимо учитывать возможные противоречия функционирования публичных пространств. В первую очередь возникает риск коммерциализации: торговая улица, паразитируя на пешеходном променаде, разрушает аутентичность городской среды. Другим риском можно назвать «поедание» публичного пространства: места встреч замыкаются новыми кафе, закусочными, уличными барами. Более ценным следует считать проектирование пространства, где доступны коммуникативные занятия: фотографирование у малых скульптурных групп, бросание монеток «на счастье», беседы на смотровых площадках и т.п. Таким образом, происходит социализация городского пространства, формируются новые легенды и ритуалы, вовлекающие жителей города в диалог и мотивирующие многократные визиты гостей региона. Специальные решения, направленные на повышение многофункциональности городского пространства, последовательно увеличивают привлекательность города, определяют его как доминанту региональных туристских кластеров. Не менее важно, что, несмотря на то, что туризм и досуговые коммуникации относятся к сфере индустрии впечатлений, градостроительные решения и материализация сервиса создают условия для развития реального сектора производства, сглаживают экономические риски туристской деятельности, а в итоге усиливают туристский бренд территории. Литература 1. Александрова А.Ю. Особенности территориальной организации и продвижения парков развлечений // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2013. - № 1. - С. 38-47. 2. Сединкина О.Н. Экономико-географический анализ развития тематических парков в мире: автореферат дис. ... канд. геогр. наук / О.Н.Сединкина. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009. - 25 с. 3. Симбирцева Н.А. Интерпретация текста городского пространства: к вопросу о субъекте // Человек в мире культуры. - 2012. - № 3. - С. 28-32. 4. Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Прогулки по европейскому городу: аллея, boulevard, promenade, alberato, passeggiata // Критика и семиотика. - 2010. - Вып. 14. - С. 310-320. 5. Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практики использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2010. - Т. 10. - С. 5-29. 6. Лысикова О.В. Социальные практики российских туристов: предпочтения стран и городов посещения // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политика. - 2012. - № 1 (17). - С. 3145. 7. UNWTO World Tourism Barometer. - URL: http://mrk.unwto.org/ru/barometer (цата обращения: 15.12.2013). 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz